Людмила Юрьевна, 15 мая губернатор Ульяновской области Сергей Морозов объявил состав нового регионального правительства. Министром экономики в нём назначены вы. Как давно вы в одной “упряжке” с губернатором Сергеем Морозовым?
С 2002 года, когда я по конкурсу пришла работать в возглавляемую им администрацию г. Димитровграда. Это был плодотворный период осмысления и выбора для города новой траектории развития – с нацеленностью на “большие горизонты”.
В результате была разработана программа развития Димитровграда как Наукограда Российской Федерации, а целый ряд идей, предложенных и широко используемых С.Морозовым, нашёл отражение в “Кодексе лучшей практики муниципального управления”, созданном московским фондом “Институт экономики города”. На мой взгляд – по заслугам: достигнутый нами уровень, качество, да, и сам темп жизни населения в Димитровграде были заметно выше, чем в любом другом месте Ульяновской области.
Похоже, с перемещением Сергея Ивановича на губернаторский пост ту позитивную динамику развития удалось перенести и на просторы всей области. Во всяком случае, в интегральном рейтинге Приволжского федерального округа за короткие год и три месяца ульяновцы сумели подняться с последнего 14-го места в 2004 г. на 10-е в первом квартале текущего года. За счет чего?
Прежде всего, за счет привнесения системности в управленческую работу. Хочу напомнить, что в 2004 году область была поставлена на особый контроль в правительстве РФ как регион с явными предкризисными явлениями. А новой управленческой команде был предложен план мероприятий по стабилизации ситуации, разработанный министерством экономического развития и торговли.
Он послужил для нас хорошим организующим началом. В соответствии с этим планом был проведён тщательный анализ наших ресурсов и возможностей и разработана комплексная программа социально-экономического развития региона до 2010 года.
Кроме дисциплинированности, к методической помощи федерального центра мы активно подключили другой собственный мощный ресурс – коллективный разум. Это совет по инвестициям при губернаторе Ульяновской области, агропромышленная палата, совет молодых учёных-экономистов, а теперь и высший межведомственный экономический совет, сплотивший в своём составе лучших учёных и наиболее успешных менеджеров региона.
Подобные комиссионные механизмы чрезвычайно важны, особенно при решении сложных межтерриториальных и межотраслевых проблем, например, при разработке того же областного бюджета. Достичь единства мнений в иных формах невозможно.
Ещё один наш “конёк” – ставка на развитие региона через развитие всех муниципальных образований. Считаем, за счёт собственной инициативы и высокой самоорганизации, мотивируемых на региональном уровне, большинство из них вполне способно стать “территориями роста”. И накопленный нами в этом отношении опыт, на мой взгляд, сегодня нов и интересен для большинства российских регионов. Он свидетельствует: “глубинка” – не синоним провинциальности, у неё особая, но в перспективе вполне благополучная судьба.
Ещё одним нашим постоянным приоритетом было последовательное снижение рисков для инвестиционной и предпринимательской деятельности. В результате, по заключению федерального правительства, кризисные явления в Ульяновской области к настоящему времени преодолены. И сегодня в нашей повестке следующая по очерёдности задача – ускорение темпов экономического роста и создание условий для устойчивого долгосрочного развития региона. В том числе с учётом предстоящего вступления России в ВТО, что представляется нам как преимущественно машиностроительному региону серьёзной угрозой.
Как известно, конкурентоспособность национального машиностроения по мировым меркам не на высоте, следовательно, нужны эффективные меры по противодействию возможным негативным последствиям. План первоочередных действий в этом направлении нами уже реализуется.
В мае в Ульяновске прошёл достаточно представительный межрегиональный экономический форум “Современные тенденции развития региональной экономики”. Как вы оцениваете его итоги?
Высоко. Причём как в содержательном, так и в событийном плане.
На мой взгляд, форум привлёк значительный интерес к Ульяновской области: как так – доселе предкризисный, неперспективный регион вдруг поднимает вопросы новых подходов к развитию субъектов Российской Федерации? Что бы это могло значить? Тема форума оказалась интересной очень многим – другим регионам, федеральным органам власти и экспертному сообществу.
И мы действительно говорили на форуме о новых подходах, потому что старые, по нашему глубокому убеждению, не соответствуют национальным интересам России. Как тот подход, который уповает на “выравнивание” уровней социально-экономического развития регионов за счет приоритетной поддержки самых слабых, так и тот, что зиждется на концепции “локомотивов роста” и предусматривает поддержку сильных.
Мы же предлагаем третий путь. А именно – предлагаем федеральному центру рассматривать нас и все другие “типичные” российские регионы как равноправных партнёров и как базу для роста.
Дело в том, что буквально у каждого региона есть свои конкурентные преимущества и возможности к развитию. Надо только их вскрыть, нацелить, мобилизовать и реализовать. Причем так, чтобы в новую национальную экономику они были встроены органично – полноценным эффективно работающим звеном.
Но для этого, конечно, каждый должен заявить о себе. Как говаривал Сократ: “Говори, чтобы я тебя заметил”.
Соответственно, сегодня мы во всеуслышание заявляем о возможностях Ульяновской области. Они у нас есть – и немалые! – в авиастроении, в науке, в транспортной инфраструктуре, в разработке и промышленном использовании уникальных запасов нерудных полезных ископаемых – кварцевых песков и диатомитов. Мы настойчиво предлагаем правительству совместно эффективно использовать эти недюжинные возможности и рассматривать нас как перспективных.
Партнёрство – вот наш пароль и ключевой принцип. Партнёрство с федеральным центром, с соседними регионами, с зарубежными компаниями и странами, собственными муниципальными образованиями и бизнес-сообществом. Мы глубоко убеждены, партнёрство сегодня – лучшие дрожжи для роста.
В своём недавнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин говорил о необходимости развивать высокотехнологичные отрасли, в том числе энергетику, коммуникации, авиастроение… Чем в этом отношении готова ответить президенту Ульяновская область?
Сказанное имеет прямое отношение к нашему “Авиастару” – крупнейшему в России предприятию по выпуску гражданской авиатехники. К научно-исследовательскому институту атомных реакторов – владельцу технологий замкнутого топливного цикла, за которыми будущее атомной энергетики.
В сфере энергосберегающих технологий большим запасом инноваций у нас располагает димитровградское ЗАО “Промсервис”.
Множество достижений и у других наших компаний. То есть в высокотехнологичных отраслях база у нас крепкая. Поэтому теперь, когда федеральный центр проговорил эти приоритеты, есть все основания к её ускоренному развитию. Но как практически запустить этот процесс? Полагаем – на базе того же партнёрства. И мы намерены в ближайшее время вновь представить в соответствующие министерства убедительные аргументы интегральной ценности наших проектов – для конкретных бизнесов, для региона и всей страны. Смысл – доказать, что сегодня мы готовы к решению самых сложных задач.
И это действительно так: в регион всё охотнее приходят как отечественные, так и зарубежные инвесторы; как вы сами упоминали, в рейтинге ПФО мы переместились на 10-е место и на этом останавливаться не собираемся. По итогам текущего года намерены подняться на 8-ю позицию, а в среднесрочной перспективе – войти в 30 первых регионов страны по основным показателям социально-экономического развития.
Позвольте завершить беседу личным вопросом: откуда у вас столь звучная испанская фамилия?
От мужа. В конце 70-х, живя в Москве и работая на знаменитом заводе им. Лихачева (ЗиЛе), я вышла замуж за кубинца, перебралась в Гавану и 10 лет прожила на Кубе. Там я закончила школу испанского языка, получив диплом переводчика, затем – Гаванский университет по специальности “Внешняя торговля”. А девичья фамилия у меня самая, что ни на есть русская – Попова.
Кроме необычной фамилии, “острову Свободы” я обязана добротным экономическим образованием, подкрепленным систематической исследовательской работой. В частности, мне довелось – и я этим до сих пор горжусь – участвовать в подготовке широко известного доклада Фиделя Кастро движению неприсоединившихся стран о долгах стран “третьего мира”.
Другое моё исследование, посвящённое социально-экономическим последствиям отказа от социалистического пути развития и выполненное мною на примере Польши времён “Солидарности”, стало победителем конкурса студенческих работ в Гаванском университете. Не менее интересной была и тема моей дипломной работы – “Внешний сектор экономики США в 80-е годы”.
И, конечно, те знания оказались крайне нужными для меня в период российских рыночных перемен. Их вектор и движущие силы оказались вполне понятны.