Когда-то сотрудники госбезопасности лишили жителей поселка Сурское чудотворной иконы Николая Угодника, спасшего землю от татарских захватчиков. Почти 75 лет спустя отставной подполковник ФСБ Юрий Орлов организовал поход на Николину гору.

Предание о старце

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.

Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям. Согласно легенде, добыть чудодейственный лик поручили сотрудникам госбезопасности.

«Один старый чекист мне сам об этом рассказывал, – признался ульяновский краевед Сергей Петров, – говорят, сельские мужики четверо суток стояли в дозоре, охраняя святой образ. А кэгэбэшники засаду устроили, создав иллюзию, что икону оставили в покое. Деревенским-то пахать-сеять надо. Ну и оставили свой пост, решив, что опасность миновала. Тогда чекисты украли икону и вывезли за пределы области…».

Следы иконы потерялись в 1932 году. Нашли ее только через 58 лет в Самарской области. А до сей поры жители Сурского очень переживали свою утрату. Разумеется, при советской власти подобные религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь. Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», — уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

На Николину гору!

«Поедем туда и мы!», — решил Юрий Орлов, подполковник ФСБ в отставке, ныне — руководитель службы безопасности одной из ульяновских компаний сотовой связи. Кому как не бывшему чекисту отправиться на Николину гору, чтобы просить прощения за деяния ЧК?

«Да там красота такая, что душа сама очистится! — обратился к своим коллегам Юрий Николаевич, — заодно и отдохнем». Первой, как и следовало ожидать, отреагировала местная служба безопасности, а потом и другие сотрудники предприятия. Многие даже решились отправиться в поход с детьми. Набросали маршрут, собрали в палатки.

Первыми в Сурское отправили группу службы безопасности — Юрия Николаевича и его подчиненных. На разведку, так сказать. Последующая же культурная программа должна была начинаться с сурского автовокзала. Там вся группа желающих «очиститься и отдохнуть» собиралась, затем изучала достопримечательности местного краеведческого музея, после чего сразу отправлялась по святым местам…

Базовый лагерь решили разбить на берегу реки Сура, километрах в пяти от села Полянки. День выдался солнечный, теплый. Пока часть группы отправилась на поиски «рыбных мест», другие ставили палатки и готовили пищу. Было это не так то просто. И всё из-за полчищ гнуса и комаров, буквально атаковавших непрошенных гостей.

«Невозможно было стоять на месте, а уж готовить тем более, — признался специалист службы безопасности компании Александр Николаев, — стоило начать чистить картошку, например, как комары сплошь облепляли спину». Выходили из положения так: один готовил, второй сзади отгонял гнус, обмахивая спину товарища каким-нибудь полотенцем. Потом менялись. Не обрадовали и товарищи, вернувшиеся с речки без улова. «Местные жители уверяют, что здесь много рыбы, только непонятно куда она вся подевалась», — вздыхал Орлов.

С утра должна была подъехать большая группа товарищей, да еще с детьми. Оставаться в лагере собирались трое суток. Чтобы накормить народ, решено было купить у деревенских жителей парное мясо. Это удалось без труда. Вот только мясо нужно было где-то хранить. Лето, жара — за три дня оно пропало бы. Чтобы этого не случилось, вырыли в земле глубокую яму погреб.

«Нам еще понадобится снег, — сказал опытный в таких делах Юрий Орлов и… отправил команду к сельчанам за лопатой».

Полянковский мужик и без того подозрительно смотрел на появившихся в селе чужих людей, но вопрос: «Слушай, а мешок и лопата у тебя на время не найдется?» — подверг его в настоящее замешательство. «Вам зачем?», — осторожно поинтересовался он. «Да снегу надо в лесу накопать», — ответили путешественники. Сельчанин даже уточнять ничего больше не стал. Ошеломленный ответом, он в считанные секунды притащил мешок и лопату.

Зря мужик сомневался, опытные чекисты без труда найдут снег в лесу даже летом! Юрий Орлов безошибочно показал место под деревом, где лежала груда опилок. Под ней действительно оказалось достаточно снега, чтобы переложить им мясо в подготовленном погребе-холодильнике. Осталось дождаться товарищей для похода на Николину гору…

От рассвета до заката

С утра погода сотворила злую шутку. Неожиданно небо сплошь заволокло черными тучами, ливень грянул как из ведра. К счастью, успели натянуть большой тент, под которым установили столы. Нужно было срочно отправляться на гору, пока дождь полностью не размыл все дороги. Как раз подъехала и остальная команда. Многие — с детишками. Культпоход начали с Сурского краеведческого музея. Ребятишкам здесь очень понравилось, они с удовольствием фотографировались с чучелами животных.

Подняться на Николину гору удалось без труда, по проторенной народом дороге, по одному из самых безопасных склонов. Вообще же, по преданию, надо было бы подниматься по труднодоступному склону, но погода этому явно не способствовала. Древняя легенда гласит: кто заберется на вершину с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов. А если хорошо помолиться святителю, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Чтобы исполнилось желание, нужно добраться до одного из растущих на склоне деревьев, загадать его и завязать на веточке ленточку.

Рюкзаков с камнями, конечно, на сей раз никто на себя не вешал. А вот ленточками запаслись… Первым, кто встретил путешественников на вершине горы, оказался большой черный… козел, невесть откуда забредший сюда в такую погоду. Наглая животина даже к барельефу иконы святителя Николая пустила народ не сразу. Козел мотал бородой, бегал вокруг святыни и чесал лоб об ограду. Потом он куда-то исчез так же неожиданно, как и появился. Просто как-то незаметно убежал, пока все рассматривали открывшуюся с вершины горы красоту.

А любоваться было чем! Казалось, под ногами распростерлась невероятно ровная местность, чтобы было очень нетипично. Возникал вопрос — как по среди такой равнины могла появиться такая гора, одна, словно какая-то шишка. Внизу зеркальной гладью сверкала река Сура, в которой когда-то для царского стола ловили рыбу. Берега реки утопали в зелени и уходили за горизонт. Этот пейзаж создавал ощущение невероятного пространства, которое, казалось, до сей поры невозможно было охватить взглядом. Красота необычная!

Путешественники стали спускаться по крутым склонам, чтобы завязать на веточках растущих здесь деревьев «ленточку желаний». Двигаться приходилось малюсенькими шажками, чтобы не сорваться и не поскользнуться на осыпающихся под ногами камнях. Здесь обошлось без приключений. Затем народ отправился к святым источникам. Дождь усиливался, и было совершенно непонятно, как под таким ливнем открытые места тела умудрялись облепить вездесущие комары. Чем ближе источники — тем гнуса больше. Даже воду из родника набрать оказалось занятием непростым. Комары лезли даже в глаза, и в рот! И только откуда ни возьмись появившаяся здесь старушка, казалось, не замечала никакого гнуса. Для нее его будто не существовало.

«Купите свечи для местной часовенки», — обратилась она к гостям. Отказывать было как-то нехорошо… Самые смелые окунулись в купели и поспешили обратно в базовый лагерь. Бродить по здешним склонам становилось опасно. Дождь лил не прекращая. Земля под ногами превращалась в грязную жижу. Вскоре все без исключения, и те кто разбивал лагерь, и те, кто приехал утром, — вымокли насквозь. «Мамочка, убери мне из ботиночек воду», — жаловалась одной из женщин маленькая дочка.

В лагере взрослые как могли развлекали детишек, устраивая всевозможные конкурсы и состязания. Однако одежду с большинства из них вскоре можно было выжимать. Невозможно было обсохнуть даже у разведенного костра. Шашлыки и шулюмку поесть, конечно, успели. Дальнейшее же пребывание на Суре большинства человек, особенно ребятишек, решено было прервать. Но даже это оказалось делом непростым. Выехать с базового лагеря удалось с огромным трудом, машины застревали одна за другой. Пришлось идти пешком в село, за пять километров, чтобы нанять какой-нибудь тягач.

Когда на берег Суры опустилась глухая ночь, здесь осталось лишь несколько человек — Юрий Орлов и его коллеги из службы безопасности. Дождь неожиданно прекратился. Лес накрыла тишина. Только шелест листвы на деревьях, редкий речной всплеск и крики птиц, раздававшиеся порой. Зато каким незабываемым было утро! Лес наполнился солнечным светом, будто никакого дождя вовсе не было. Стало тепло и невероятно красиво. А рыбакам удалось поймать двух здоровенных лещей!

Кто уезжал с Суры последним, испытал незабываемое удовольствие о того сияния, которое казалось, наполняло всю поляну. «И на сердце действительно стало так легко и хорошо, – улыбаясь, вспоминает Орлов, – не зря все-таки мы сюда приезжали. Как камень с души…».

Путешественники сожалеют об одном, что им не удалось найти на горе камешек с ликом святого Николая, которые по легенде попадаются порой появившимся здесь странникам. Но это даже неплохо. Есть повод вернуться…