Спор между ульяновскими краеведами и писателем Эдуардом Успенским о происхождении Чебурашки не затихает. В Ульяновске идет работа над проектом «реабилитации» одноименной игрушки волжских бурлаков, писатель настаивает на соблюдении авторского права.

Местные энтузиасты задумали вернуть народу исконного Чебурашку, объявив Ульяновск его родиной. При этом мнения Успенского, некогда запатентовавшего сказочного персонажа, никто не спросил. В результате между писателем и авторами проекта разгорелся очередной спор. На сей раз из-за родины Чебурашки.

Проект «пиар-кампании» нового чебурашки в Ульяновске состоит из нескольких этапов. Сначала краеведам придется найти и восстановить образ настоящей древней бурлацкой игрушки. Затем они намерены изготовить подобных куколок в большом количестве, как сувениры и распространить в городских точках. В местных музеях можно будет проводить выставки волжских чебурашек. А в завершении проекта стоит создание гигантских ванек-встанек, с которыми будут играть дети.

«Их можно будет раскачивать, это и весело и своего рода физкультурные упражнения для ребятишек, — считает вдохновитель проекта краевед Сергей Петров, — главное сейчас — найти исконные образы этих чебурашек. А уж рядом с ними можно будет и ушастых зверьков-мультяшек размещать».

Поиском древних неваляшек в настоящее время занимается московский художник-дизайнер Ирина Глинка. Она обзванивает музеи, опрашивает специалистов-игрушечников. А восстанавливать волжских чебурашек будет председатель артели «Российские сувениры» Вячеслав Стрижнев. Для этого он в ближайшие дни прибудет из Москвы в Ульяновск.

«У меня уже имеется подобный опыт восстановления старорусских игрушек и сувениров, — заявил Стрижнев, — и надо заметить, эта продукция действительно пользуется неплохим спросом. Ульяновский проект меня очень заинтересовал. Я с удовольствием займусь его реализацией в меру своих сил…».

Писатель Эдуард Успенский, запатентовавший ушастого мультяшку, о проекте ульяновского чебурашки услышал от журналистов. Он узнал, что в «пиар-кампании» местных энтузиастов предусматривается не только установка кукол-неваляшек, но будет обыгрываться и Чебурашка — сказочный персонаж. Возможно в городе появятся в том числе и фигурки «ушастика».

«Прежде им придется обратиться ко мне за разрешением, — предупредил Успенский, — потому что все авторские права на Чебурашку принадлежат мне…».

Однако ульяновцев заявление писателя нисколько не смутило. Его самого обвинили в плагиате, потому что он позаимствовал название своего персонажа.

«Нельзя же приватизировать русский язык, — заявила известный в регионе специалист по детскому фольклору, доктор филологических наук, ветеран кафедры литературы Ульяновского педагогического университета Маина Чередникова. — Вообще-то Владимир Даль жил несколько раньше Эдуарда Успенского и соответственно раньше сообщил народу о слове “чебурашка”. Жалко, что Владимира Ивановича с нами нет. А то бы именно ему Успенский платил неустойку за использование слова. Что касается авторского права, то Успенский запатентовал своего ушастого зверя. Именно мультяшку, на которого никто и не претендует. А тот неваляшка-чебурашка, которого хочет “реабилитировать” Петров, — совершенно другой артефакт. Вообще меня потрясают в последние время эти наши хорошие детские писатели. Вроде как они должны быть нравственными. Но из-за копейки удавятся…».

«А я и не отрицаю, что “чебурашка” — чисто волжское слово! — возмутился Успенский, — Оно применялось на Нижегородчине. И я о нем первый вспомнил. Но не значит же это, что я это слово украл? Напротив, вернул, дал “чебурашке” вторую жизнь!».

По мнению Успенского, родина персонажа по имени Чебурашка — Москва. А вот родина самого слова — Нижний Новгород. А значит, и памятник ушастику нужно устанавливать в Нижнем. Но опять же с разрешения самого писателя.

«Глупости все это, — считает Петров, — даже в словаре Даля указано, что наречие “волжское”, а не нижегородское. А если Ульяновск дает новую жизнь чебурашке-неваляшке, то этот город и будет его родиной. И разрешения ни у кого мы спрашивать не будем. Господин Успенский родился в городе Егорьевск, издавна славившимся хитрыми купцами, которые обманывали народ. Оттуда и пошло еще одно древнее слово — “объегорить”. Так вот, пусть Успенский знает, что на сей раз объегорить волжан ему не удастся!».

«Пусть пиарятся. Как моська на слона выступают. Словарей Даля очень много. По-моему, в каком то из них было написано, что нижегородское наречие. Ну, если волжское — так волжское. Пусть продвигают свои проекты. Но если только где-то будут нарушены мои авторские права, то потом они и будут за это отвечать. Вот и всё!», — заявил Эдуард Успенский.