Вот уже тридцать лет прошло с тех пор, как в нашем регионе началась эпоха авиастроения. Эта отрасль пережила и взлеты, и падения, и была неотрывно связана с положением в стране. Сегодня, похоже, наше самолетное производство – не сглазить бы – начинает выкарабкиваться из многолетнего кризиса.

В середине восьмидесятых, то есть во времена наивысшего развития советской экономики (показатели которой до сих пор для нас недостижимы), ходил в народе такой анекдот. Поспорили американец, француз и русский, чьи самолеты мощнее. Американец: «Наши самолеты такие большие, что не все посадочные полосы им подходят по ширине…». Француз: «Наши самолеты вмещают до трехсот пассажиров…». Русский: «Был я пилотом на «Руслане». Говорю бортинженеру: «Посмотри, в салоне что-то постукивает, может, неполадка». Сел он на мотоцикл, уехал. Приезжает через час, говорит: «Ничего страшного, это «Боинг» случайно в иллюминатор залетел, кружил там вокруг лампочки»…

В те годы мы привычно думали, что у нас в СССР все «самое-самое». И во многом это соответствовало истине. До тех пор, пока Союз начал трещать по швам, пока русский «Буран» не сдали в металлолом, пока не похоронили орбитальную станцию «Мир» в водах Тихого океана, пока не уничтожили значительную часть отечественной промышленности. Наш ульяновский авиазавод, несмотря ни на что, выстоял и сохранил способность выпускать самолеты, хотя в «смутные времена» был постоянно близок к банкротству и исчезновению. Но сегодня мы можем оглянуться назад, и у нас появляется чувство гордости за прошлое и досада за настоящее.

В начале своего существования ульяновский авиапромышленный комплекс развивался небывалыми, даже для советского периода, темпами. Началась славная часть пути УАПК 5 августа 1975 года с распоряжения Совета Министров СССР № 1784-РС и приказа министра авиационной промышленности №175 от 11 сентября 1975 года о начале строительства в Ульяновске крупного авиационного комплекса. Уже через три дня вступил в должность первый директор УАПК Аполлон Сергеевич Сысцов. Среди 70 человек первого состава дирекции его сегодня вспоминают с особой теплотой и уважением.

Это была всесоюзная ударная комсомольская стройка. Люди съехались со всех концов великой страны, в основном – молодежь. Тогда средний возраст работников был 26-28 лет. В то время район авиастроителей, который быстрыми темпами стал возводиться рядом с производственным комплексом, был самым молодежным.

Закладка фундамента первых заводских корпусов началась 10 июня 1976 года. Эта дата считается днем рождения ульяновского авиапрома. А уже через год были введены в строй первые цеха. Одновременно с возведением производственных корпусов стало строиться жилье. Поначалу – в правобережье и на Верхней Террасе (проезд Сиреневый, улицы Врача Михайлова и Оренбургская), а затем – и в будущем Новом городе, на территории которого когда-то были поля Чердаклинского района. К 1979 году появились первые в новом микрорайоне дома: по адресам Созидателей, 5, и Созидателей, 15. Уже к 1985 году Темпы строительства достигли уровня 320 тысяч квадратных метров в год. Это приблизительно 2,5-3 тысячи квартир. Фактически весь новый микрорайон возник в течение 10 лет: с 1977 по 1987 годы. Молодые семьи обычно уже через три года получали добротное жилье, а приехавшие из других городов специалисты – почти сразу. И немудрено: тогда была мощная государственная финансовая поддержка как промышленности, так и жилищного строительства.” -Неудивительно, что в 80-е годы в Новом городе наблюдался настоящий демографический взрыв. Построили 42 детских садика. В школах было по 11-12 первых классов. В отличие от сегодняшнего дня, вся социальная сфера Нового города принадлежала авиакомплексу – жилье, детские садики, ЖКО. Кстати, ТЭЦ-2 тогда также была собственностью УАПК.

С самого начала истории авиакомплекса стали интенсивно готовить специалистов. Был создан учебный центр – кузница кадров для ульяновского авиапрома. В то время все крупные авиационные предприятия страны получили разнарядку для направления в Ульяновск своих высококвалифицированных кадров. Также вышло в свет постановление Правительства по регионам Советского Союза, в которых набирались люди для УАПК. Помимо этого, были созданы учебные базы на авиационных заводах страны – в Воронеже, Казани, Ташкенте и многих других городах. В них стажировались специалисты для Ульяновска. В целом, из таких центров на родину Ленина приезжали ежегодно до девяти тысяч человек.

Пожалуй, пик расцвета УАПК им Д.Ф. Устинова приходится на 1985 год, когда в небо над Ульяновском взлетел уникальный самолет Ан-124 «Руслан». Еще возводились производственные мощности, а в цехах в условиях глубокой секретности в кратчайшие сроки шло строительство гигантского транспортного самолета. Без преувеличения, это был трудовой подвиг. На тот момент на УАПК работали до 45 тысяч человек. «Руслан» стал настоящей сенсацией, потрясшей мир. Колоссальные размеры, невероятная грузоподъемность, уникальные навигационные приборы – все это шокировало западных специалистов в области авиационной техники на международной авиавыставке в Ле Бурже.

В 14 часов 35 минут 30 октября 1985 года поднялся в ульяновское небо самолет-богатырь. Несмотря на осенний холод, этот день остался в памяти многих светлым и праздничным. Это был полет воплощенной мечты, символа нашей мощи. Длился он 1 час 55 минут на высоте четыре тысячи метров. На борту был экипаж из восьми человек. И до сих пор по всем мировым воздушным трассам летают ульяновские «Русланы», машины, которым до сих пор нет равных по грузоподъемности, дальности и экономичности. После того знаменитого полета в Ульяновске делали до шести «Русланов» в год.

Следующая успешная и значимая веха в истории нашего АПК -полет пассажирского лайнера Ту-204 в 1990 году, машины также перспективной и позволяющей гордиться нашим авиастроением.

Увы, с 1990 года для России и для ее самолетов началось «черное» десятилетие. Вспоминать об этом неприятно, если не сказать – больно. Ульяновский авиакомплекс акционировали, раздробили на отдельные фирмы, люди стали увольняться, многое было уничтожено и продано, над заводом нависла угроза банкротства. В итоге за 2000 год не было выпущено ни одного самолета, хотя предприятие способно делать до нескольких десятков лайнеров в год. Самое прискорбное, что государство в то время потеряло интерес к отечественным самолетам, да и вообще к своей перспективной и высокотехнологичной промышленности.

Сегодня к нам возвращается ощущение, что не все потеряно. Наши самолеты до сих пор могут (и должны!) составлять конкуренцию «Боингу» и «Эйрбасу». На ульяновский авиазавод начинают поступать заказы на Ту-204, есть проект возобновления производства модернизированных «Русланов». Все это должно оживить ульяновскую экономику, и особенно Новый город.

Интересно иногда вообразить, что было бы, если б авиакомплекс и другие крупные предприятия Ульяновска работали с советским размахом, если б воплотились все планы, связанные с новым мостом, УЦМ, жилищным строительством. По сравнению с сегодняшним днем, это было бы как небо и земля. Не верится, что Ульяновск – рожденный ползать… Будем надеяться, что полеты наших лайнеров еще неоднократно состоятся. И это не пустые мечты. Ведь уже был на нашей памяти один расцвет авиастроения. Пусть будет и второй!