Более 60 лучших кузнецов России, Украины и Белоруссии в течение четырех дней создавали кованые художественные произведения на глазах у публики на площади у Мемцентра.
Инициаторами первого международного фестиваля кузнечного искусства «Поющий металл» в Ульяновске стали мастера Симбирского кузнечного двора «Корч». Таким образом они отметили 20-летний юбилей своего творческого коллектива. Вместе с тем, фестиваль подвел итог кузнечному движению в России, которому тоже исполнилось в этом году два десятка лет. В ярком, расцвеченном алым раскаленным железом, пахнущем специфическим металлическим запахом шоу в «кузнечной слободе» сошлись вместе представители обеих российских столиц и глубинки. Приехали даже из такого далека, как Улан-Удэ, бурятские мастера. Рядом с мужчинами уверенно держала в руках молот Анастасия Купряшина, небольшого роста, на удивление хрупкая женщина-кузнец,
первая помощница у своего мужа Александра. С почтением все относились к кузнечному патриарху Александру Георгиевичу Навроцкому, «дозором» обходящему на фестивале кузнечные горны своих, более молодых коллег. Александр Георгиевич – автор нескольких книг по кузнечному искусству, по которым учились все мастера.
Красивая метафора в названии фестиваля – «Поющий металл» – была озвучена не только при помощи молотов и наковален. Мелодичности и ритма кузнечному форуму добавили концерты колокольного звона музыкантов из Самары и Саратова, джаз-ансамбля «Академик-бенд», детских вокальных коллективов. А в финале идея получила материальное воплощение в виде многометрового ветрового
органа. Эту «песню души кузнеца» корчии ковали всем миром по очереди четыре фестивальных дня. Обычно на создание такого масштабного сооружения уходит не одна неделя. А тут был достигнут своеобразный профессиональный рекорд.
Орган установили по соседству с филармонией, что представляется логичным. Правда, пока он безмолвствует, вызывая по этому поводу недоумение у гуляющей по Венцу публики. Но, как уверяет глава «Корча» Александр Романов, монументальный инструмент непременно обретет голос, лишь только задуют сильные ветры. Для этого у него есть струны, трубы и резонатор.
Фестиваль, судя по его программе, призван был не только развлечь и настроить горожан на романтический лад. Наперсники Сварога – славянского бога-кузнеца – ставили перед собой более глобальные и серьезные цели.
– Нам хотелось заинтересовать нашим ремеслом молодежь, – говорил представитель гильдии кузнецов Москвы Вадим Карамышев. – К сожалению, в наш век стандартизации и промышленных технологий упал престиж ручного труда. Придите на любой завод, и вы не увидите там молодых. За станками – пожилые люди. Рухнула система ПТУ, и рабочий класс умирает. Нечто подобное происходит и в кузнечном ремесле. Поэтому нам нужно думать о том, чтобы подготовить себе достойную смену.
В перерывах в кузнечном шоу мастера успели обговорить и свои цеховые проблемы. За «круглым столом» обсуждали вопрос: куда двигаться дальше? Сошлись на том, что поскольку Союз кузнецов России сейчас бездействует, необходимо создать новую общественную организацию. Объединяться нужно, чтобы сохранять и развивать традиции своего ремесла, вести образовательную деятельность, обмениваться опытом, в конце концов, зарабатывать деньги, что тоже немаловажно.
С кузнецами готово сотрудничать движение «За здоровую Россию». Одно из первых предложений его представителя – открытие сайта в Интернете, представляющего творческое сообщество во всей полноте его возможностей. Размещая на его страницах свои произведения и адреса мастерских, корчии смогут завязать связи по всему миру.
Кстати говоря, позитивной идеей объединения от них «заразились» и другие ремесленники. В рамках фестиваля прошел форум, собравший гончаров, ювелиров, ткачей, керамистов, представителей других промыслов Ульяновской области. В результате была создана региональная Ремесленная палата.
Подводя итог фестивалю «Поющий металл», один из авторов его идеи Александр Романов выдохнул:
– Это случилось! Здорово, что мои ребята из «Корча» сработали отлаженной командой. Фестиваль закончился, и пора думать о новом, который, будем надеяться, состоится через два года…