Индивидуальный предприниматель Дамир Абдрахманов запланировал строительство выставочного центра с магазином в дальнем Засвияжье, на улице Камышинской. Получив разрешение на проектно-изыскательские работы, заключил договор с архитекторами на подготовку проекта. С этой целью запросил у ряда предприятий так называемые технические условия на снабжение будущего объекта жизненно необходимыми ресурсами – холодной и горячей водой, электроэнергией и теплом.
Без такой документации архитекторы не в состоянии сверстать проект и смету расходов на строительство, а Абдрахманов не может без этого узнать, во что обойдется возведение объекта, то есть оценить масштаб предстоящих затрат.
Практически никаких проблем не возникло у предпринимателя с «Ульяновскводоканалом» и «УльГЭС». И там, и там в установленные сроки выдали техусловия и сообщили цену подключения к коммуникациям. Сбой получился с документами на теплоснабжение. Запрос на технические условия Дамир Абдрахманов направил в Волжскую территориальную генерирующую компанию (ВоТГК). В ответ получил бумагу под названием «информационное письмо». Подписано письмо директором по розничному рынку ВоТГК Станиславом Невейницыным, ставшим в Ульяновске знаменитым в связи с попытками энергомонополии взять под контроль городские теплоснабжающие предприятия. В миру Станислав Витальевич известен как зять бывшего саратовского губернатора Аяцкова.
Невейницын извещал Абдрахманова, что теплоснабжение выставочного зала может быть организовано либо от ТЭЦ-1, либо от ТЭЦ-3 (Белый Ключ), но в настоящее время такой возможности нет. «Вместе с тем, – продолжал Станислав Витальевич, ОАО «Волжская ТГК» готова рассмотреть вопрос теплоснабжения указанного объекта при условии заключения договора «Об оказании услуг по обеспечению технической возможности присоединения величин эксплуатационно-технологических параметров нагрузок энергопотребляющих установок». Плюс к этому предпринимателю предлагалось заплатить ВоТГК 724 тысячи рублей.
Прочитав название договора, Абдрахманов ничего не понял, в смысле не понял, за что с него требуют деньги прямо сейчас. Ему нужны лишь сведения, по которым архитекторы сосчитают стоимость строительства. Если она получится запредельной, он, возможно, еще подумает о целесообразности стройки. Дабы уточнить, чего от него хотят энергетики, Дамир Ержанович позвонил по указанному в письме Невейницына телефону 69-73-32. На другом конце провода ему посоветовали не умничать, а приехать, если он хочет получить техусловия, за бланком договора, подписать его и перегнать деньги.
Поехал. Ему вручили договор, которым он как заказчик обязывался оплатить «услугу», а исполнитель обязывался «обеспечить техническую возможность подключения теплопотребляющих установок с величиной эксплуатационно-технологическихпараметров тепловых нагрузок объекта Заказчика к точке присоединения к тепловым сетям и теплоисточникам ОАО «Волжская ТГК» в сроки, указанные в техническом задании…». К договору был приложен протокол, свидетельствующий, что «стороны» достигли соглашения о цене «услуги». Тут же прилагался акт «о выполнении взаимных обязательств». В акте черным по белому значилось: «ОАО «Волжская ТГК» надлежащим образом выполнило свои обязательства по обеспечению технической возможности присоединения…». Намекнули, что все бумаги нужно подписать сразу.
Перечитав их, Дамир Абдрахманов снова позвонил по номеру 69-73-32, пытаясь хотя бы для себя уяснить, за что же он все-таки должен заплатить без малого миллион рублей, ведь «исполнитель» сейчас в принципе не может никаких обязательств «по обеспечению технической возможности присоединения» выполнить, поскольку объекта нет пока еще даже на бумаге. Смысл ответа телефонного собеседника был примерно таким: плати, не выпендривайся, «скоро мы заберем ульяновские сети, и все равно от нас никуда не денешься». После этого трубку бросили. Ее бросали потом всякий раз, когда Дамир Абдрахманов пытался снова позвонить.
«Я не вчера родился, – сказал предприниматель в интервью «СК», – и знаю, что сегодня за все надо платить. Знаю, бывает, что и взятки требуют, но я хочу понять, чего от меня добиваются сейчас». Желание Абдрахманова понять вылилось в почти двухмесячный уже простой архитекторов и убытки предпринимателя.
Разработка проекта без техусловий на теплоснабжение не может быть завершена, архитекторам же он должен оплачивать повременку, так как простой имеет место не по их вине.
История с объектом Дамира Абдрахманова – лишний штрих к проблеме, с чем сталкивается сегодня ведение дел, почему безудержно растут на все цены.
Вполне может быть, что это не вымогательство, но тогда что? Мы показали выданный Абдрахманову проект договора знакомым специалистам, и они тоже не смогли определить, за какую «услугу» с него требуют деньги.