Сегодняшняя встреча с начальником отделения ГАИ УВД Димитровграда полковником милиции Виктором Князькиным посвящена неблагополучной обстановке, сложившейся в последнее время на дорогах города.
– Виктор Ильич, 15 августа этого года в нашей газете впервые было опубликовано ваше личное обращение к жителям Димитровграда, Мелекесского, Новомалыклинского и других районов. И появилось оно не случайно, ведь обстановка на наших дорогах оставляет желать много лучшего. А в июле и в августе произошли дорожно-транспортные происшествия, унесшие жизни людей…
– Количество дорожных аварий увеличивается с каждым днем, как и число выявленных нарушений на дорогах города. Аналогичная обстановка в Димитровграде складывалась в 2004 году. При этом личный состав отделения ГАИ УВД Димитровграда работает не хуже. В первом полугодии 2006 года, хотя число ДТП и росло каждый месяц, нам удавалось сдерживать ситуацию – за шесть месяцев на дорогах Димитровграда не погибло ни одного человека. Но затем обстановка изменилась: 20 и 21 июля на улице Гагарина произошло две дорожных аварии, унесшие жизнь двух пожилых женщин. Четвертого августа произошло два трагичных ДТП, а затем восьмого и 16 августа. В большинстве своем жертвами трагедий стали молодые люди, которым было только жить да жить: один из погибших должен был в скором времени создать семью, и погибшая 17-летняя девушка тоже могла бы стать женой и матерью.
– Вы с такой болью говорите об этих трагедиях… Но о горе, пришедшем даже в чужие семьи, говорить по-другому нельзя. Так почему же такие трагедии происходят, сколько бы мы об этом ни говорили, ни писали, ни били тревогу?!
– Многие забывают, что автомобиль – не только средство для передвижения, но и объект повышенной опасности. Об этом забывают не только автомобилисты, но и пешеходы. Люди спешат, пытаясь экономить секунды, теряя при этом здоровье и даже жизнь. Ежегодно в нашей стране на дорогах погибает более 35 тысяч человек. Вдумайтесь в эти цифры!
– Вы считаете, что главная причина – человеческий фактор?
– Безопасность дорожного движения – это целый комплекс условий, которые необходимо выполнять и соблюдать. Это дороги, освещение, организация дорожного движения и так далее. Имея за плечами большой опыт работы в ГАИ, позволю себе заметить, что правила дорожного движения никто не отменял. Они – закон на дороге. Иначе сколько бы усилий, какие бы меры ни предпринимали правоохранительные органы, воцарится хаос. А правила дорожного движения нарушают люди: автомобилисты или пешеходы. О халатности водителей свидетельствует, например, такой факт: в этом году в Димитровграде произошло 18 дорожных аварий во дворах домов, в них пострадало 19 человек.
– Вы сказали, что обстановка на дорогах города начала осложняться в 2004 году. С чем это связано?
– Если в 80-х годах прошлого столетия в городе было зарегистрировано несколько тысяч машин, то сейчас их уже свыше 58 тысяч. Транспортный поток уплотняется с каждым годом, при этом нехватка личного состава отделения ГАИ, которое призвано обеспечивать безопасность на дорогах, с каждым годом ощущается все острее. Закон, который де-юре ужесточил наказание за управление транспортом в нетрезвом состоянии, де-факто не оправдал ожиданий. Число пьяных за рулем, как и количество ДТП с участием таких горе-водителей, только возросло. Это нонсенс. Но такова реальность. За семь месяцев этого года сотрудниками ГАИ задержано 663 водителя в состоянии алкогольного опьянения. Представьте, сколько горя могли принести эти люди, если бы их вовремя не остановили на дороге?!
– Обстановку на дорогах города можно оценить по статистическим данным. Каковы они в 2006 году?
– В январе 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005 года число ДТП, в которых пострадали люди, выросло на 42 процента, в феврале – на 41 процент, в марте – на 44 процента и т.п. Самый высокий рост дорожных аварий с пострадавшими наблюдался в мае, он составил 90 процентов.
В среднем за неделю регистрируется от 30 до 60 дорожных аварий. В это число входят и незначительные ДТП (сейчас сотрудники ГАИ выезжают даже на происшествия, в которых автомашины получили царапины), но эти цифры говорят о многом. В первую очередь, о многочисленных нарушениях на дороге. Сегодня они привели к царапине на автомобиле. А завтра тот же водитель, нарушивший в очередной раз правила, ранит человека. На 1 сентября 2005 года в городе произошло 972 ДТП (55 – с пострадавшими, в которых было ранено 63 человека). На 22 августа этого года – уже 1257 (с пострадавшими – 82, пострадало 89 человек, из которых шестеро погибло).
– Сколько в день задерживается пьяных водителей? Как они себя ведут?
– В будний день – два-три человека, в выходной – пять-шесть человек, в дни массовых праздников – восемь-десять человек.
Как ведут себя? Да по-разному. Не проходит и дня, чтобы не произошло конфликта, когда сотрудник ГАИ останавливает такого водителя. Инспекторам угрожают, обещают снять с работы… Был случай, когда на сотрудника ГАИ нарушитель бросился с топором.
– Одним словом, на дороге, как в зеркале, проявляется правовой нигилизм граждан…
– Можно и так сказать. При ужесточении наказания за нарушения правил дорожного движения увеличилось количество пьяных за рулем. А самыми распространенными на дорогах были и остаются следующие нарушения: превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, непредоставление преимущества в движении. Нарушают правила и пешеходы.
– В этом году, как никогда, в городе активно занимались ремонтом дорог. Как это сказалось на обстановке?
– Ремонт дорог – это благо. Но некоторые водители восприняли это благо по-своему. Отремонтированные трассы стали скоростными. И это не радует.
– Что вы, начальник отделения ГАИ УВД Димитровграда, хотели бы сказать в преддверии нового учебного года?
– С 21 августа по 17 сентября в городе проходит операция “Внимание, дети!” В связи с началом нового учебного года я хотел бы лично обратиться к автовладельцам, пешеходам, школьникам и их родителям. Очень прошу вас быть бдительными на дорогах. Уважайте друг друга, не нарушайте правил дорожного движения. 1 сентября должно стать настоящим праздником как для школьников, так и для нас – родителей, бабушек, дедушек. Прошу родителей обратить пристальное внимание на поведение детей на дороге, а учителей уделить время для беседы на эту тему.
– В заключение беседы хотела бы спросить вас о задачах, которые ставит личный состав отделения ГАИ на ближайшее время.
– В условиях значительного роста количества автотранспорта и интенсивности движения нашими основными задачами остаются профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести последствий ДТП, выявление нарушений правил дорожного движения. Чем более активной будет эта работа, тем более безопасной будет обстановка на дорогах. Но при этом хотел бы заметить, что не только сотрудники ГАИ должны работать в этом направлении. Прежде всего, следует вести речь о мерах личной безопасности каждого участника дорожного движения, о личной ответственности пешехода или автомобилиста за свою жизнь и жизнь других людей.