«В правительстве назревает кризис – всплывает громкое убийство криминального депутата, который виновен в крупной контрабанде антиквариата. Пресса раздувает это дело. И на самом высоком уровне…»
Заинтересовались? Это всего лишь краткий анонс нового российского фильма. В котором, кстати, играет актер-Александр Большаков. Каков сюжетик-то…
Сегодня мы поговорим о том, как власть реагирует на письменные обращения населения.
Интерес к этой теме возник у меня в связи с появлением закона о работе с обращениями граждан (он вступит в силу в ноябре). А «дров в огонь» подбросил руководитель аппарата губернатора Александр Большаков – в политических кулуарах его называют «серым кардиналом». В последнее время имя этого политика не сходит со страниц местных газет. Александр Михайлович делает явные политические выпады в адрес городской власти и, пока та деликатничает в ответах, добивается своей цели – «пиарит» Сергея Морозова.
Очередной «укол» аппаратчика в сторону мэрии как раз и связан с упомянутым мной федеральным законом. Безобидная, казалось бы, тема -письменные обращения граждан. Но Большаков ее политизировал.
ОТ ПРЕЗИДЕНТА
В мае этого года Владимир Путин подписал федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В этом правовом документе есть статья 16, призванная дисциплинировать чиновников в вопросе тесного общения с населением. Звучит она как «Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений». Согласно этому пункту ФЗ, гражданин при бездействии чиновника государственного органа или органа местного самоуправления имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда (по решению суда). Сурово, но, предполагается, стимулирует аппарат служащих к более тесному взаимодействию власти с населением. Известно с давних пор, и примеров тому немало – в государстве российском прогрессивную идею, как правило, доводят до абсурда. С этим ФЗ, похоже, произойдет то же самое – у нас в регионе признаки «перегибов» уже появились.
КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ
Пресс-служба губернатора, к слову сказать, работает неплохо. Во всяком случае, четко доводит до журналистов все, что происходит в стенах здания областной администрации. Так и в этот раз, СМИ получили информацию об очередном прошедшем аппаратном совещании. Где губернатор Морозов критиковал плохую работу управленцев разных уровней с обращениями граждан. Руководитель региона считает непозволительным заниматься «отписками» на обращения граждан. В общем, выступил Морозов в рамках политики Президента, все закономерно, рабочий момент.
Но… дальше с докладом выступил руководитель аппарата Правительства Александр Большаков. Фабула такая: в мэрии, мол, все врут, на обращения горожан не реагируют, губернатора «водят за нос» (надо же, а с виду – самостоятельный мужчина). В общем, «серый кардинал», не преминув подчеркнуть несостоятельность городской власти, заступился за «обманутого» губернатора.
А БЫЛ ЛИ ОБМАН
Когда Закон вступит в силу, начнется самое интересное. На первый взгляд кажется, что от нововведения – тут вроде бы и ответственность чиновника предусмотрена за неисполнение жалобы – граждане только выиграют. Ан, нет – у нас в регионе все, кажется, уже традиционно наоборот. В пользу политики. Большаков привел на аппаратном совещании, как пример плохой работы мэрии, – обращение жителей дома №13а по ул. Стасова в Засвияжье (люди требовали от власти убрать автостоянку). Жалоба была написана на имя губернатора и, естественно, перенаправлена в мэрию, поскольку решение этой проблемы находится в ведении города. Дальше – районная администрация вроде бы решила этот вопрос. Ну, подъехал ее представитель к предпринимателю – держателю этой самой стоянки, пожурил -что, мол, ты тут незаконный бизнес развернул? Потребовал убрать парковку авто. Предприниматель согласился, стоянку убрал, подождал немного и… снова вернул все на круги своя. И в этот-то самый момент нагрянула из администрации области комиссия и увидела, что жалоба граждан осталась «без внимания». Кто виноват? Конечно, чиновники мэрии – не среагировали, мол, на коллективное письмо горожан, а губернатору написали, что проблема решена. Соврали, значится!
Руководитель аппарата городской администрации Сергей Сорокин, как ответственный за работу мэрии с народными жалобами, дипломатично признает обвинение Большакова, но считает не совсем обоснованным. По его мнению (да так оно и есть), администрации районов не наделены полномочиями, позволяющими наказать нерадивого предпринимателя. Глава района не может арестовать того, кто разбил автопарковку, поскольку силовые структуры ему не подчиняются. Не имеет возможности также поставить на место самовольно разбитой автопарковки охрану, не может приказать налоговой инспекции использовать свои рычаги давления на этого самого предпринимателя. А результат – парковка снова на этом же самом месте, проблема не решена.
Заместитель Морозова ратует за то, чтобы не обманывали его шефа – весьма похвально. Но выглядит это так, будто прежде всего Большаков печется о собственной карьере (губернатор-то отметит, небось, такую преданность), а не пытается наладить сотрудничество двух администраций для конструктивной работы с обращениями граждан, для реализации идеи сближения народа и власти. Кстати, с появлением указанного выше федерального Закона, идея эта становится приоритетной – Президент так решил.
ВСТРЕЧА ДВУХ АППАРАТЧИКОВ
Порядок рассмотрения обращений граждан прописан в новом Законе, наказание неисполнительным чиновникам предусмотрено. А вот о разграничении полномочий – кто по какой жалобе принимает меры – ни слова. Видимо, федеральная власть предполагает, что в регионах с населением работают оба аппарата – и город, и область. И уж точно – будут взаимодействовать. Публично приведенный пример с автопарковкой на ул. Стасова, и это не единичный выпад Большакова, демонстрирует, что между специалистами мэрии и областной администрации единства в поиске решения вопроса на сегодняшний день нет. То, что должно решаться в рабочем порядке, Большаков выносит на всеобщее обсуждение общественности как плохую работу мэрии, провоцирует напряжение между чиновниками, можно сказать, отвлекает от работы с населением. Ведь не предлагает же он вариантов -что входит в прямые обязанности руководителя аппарата губернатора – как решить-то проблему! Тенденция такова, что с началом действия прогрессивного закона по статье 16 будут наказывать, видимо, только сотрудников администрации города, винить во всем Ермакова. Потому что уже сейчас 87% жалоб горожан «спускается» в городскую администрацию «сверху». Значит, областная власть намерена только контролировать городскую. А люди пишут и пишут на имя Морозова о своих проблемах не потому, что не доверяют городской власти, как преподносит Александр Михайлович, а потому, что считают – чем выше должность, тем быстрее решится проблема. Кстати, население пишет и в Госдуму, и в Совет Федерации, и в Генпрокуратуру. Получается, согласно логике Большакова, аппарат Морозова плохо работает? На днях Александр Большаков все-таки сел за стол переговоров с Сергеем Сорокиным для обсуждения способов взаимодействия двух аппаратов в работе с населением.
КТО КОГО КОНТРОЛИРУЕТ
Сейчас контроль – «в одни ворота». А кто проверит работу по обращениям граждан областной власти? Можно утверждать – если проверять и будут, то ревизору неважно, чей аппарат решил проблему того или иного человека. Просто при грамотном взаимодействии властей обращения граждан будут рассматриваться реально.
Говорят, к моменту начала реализации положений Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в Нижнем Новгороде, политическом центре Поволжья, появится надзорная инстанция и для аппарата, которым «рулит» Большаков.