В прошлом номере “ДП” сообщила, что 28 августа в ЦКиД “Восход” состоялось традиционное городское совещание учителей – большой августовский педсовет. Предлагаем читателям ознакомиться с основными положениями, на которых остановилась в своем докладе начальник управления образования Марина Питиль. В нем были отражены результаты работы городской системы образования за прошлый учебный год и задачи на 2006-2007 учебный год.
Прежде всего, Марина Валентиновна остановилась на основных целях развития образования в России: обеспечение необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, то есть ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КАЧЕСТВА, ДОСТУПНОСТИ и ЭФФЕКТИВНОСТИ. Однако, несмотря на масштабность целей и задач Федеральной целевой программы развития образования, есть задачи, решение которых требует принятия неотложных мер. Инициативы Президента РФ В.Путина, объявленные пятого сентября 2005 года, определили национальные приоритеты в сфере образования: государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; поддержка лучших учителей; информатизация образования; поддержка талантливой молодежи; поддержка одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения – воспитания школьников и другие.
Питиль отметила, что все направления нашли отражение в работе управления образования Димитровграда в 2005-2006 учебном году. В настоящее время город имеет развитую сеть учреждений дошкольного (32), общего, начального профессионального (24), а также дополнительного (7) образования. Сложившаяся сеть учреждений образования оптимальна и учитывает разнообразные потребности и способности детей и их родителей в получении образования.
Позитивные изменения
Начальник управления образования в числе позитивных изменений назвала следующие.
Возникла вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Развивается сеть экспериментальных площадок и инновационных центров, в числе которых – многопрофильный и педагогический лицеи, школа №17, центры развития ребенка (ДОУ) №№ 8 и 57, межшкольный учкомбинат, Центр детского технического творчества. Развивается информатизация образования: ведется работа по созданию локальной сети, к сети Интернет подключено 10 школ, открыто 16 компьютерных классов, четыре общеобразовательных учреждения включены в Президентскую программу компьютеризации образования, открыты четыре сайта в образовательных учреждениях и сайт управления образования. Сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Одной из форм повышения квалификации, обобщения передового педагогического опыта являются профессиональные конкурсы. В 2005-2006 учебном году победителями стали: в конкурсе “Учитель года” – Наталья Попова (школа№ 26), “Самый классный классный” – Елена Галубничая (школа №23), “Лидер в образовании” – Анна Батырова (школа№ 2) и Ольга Семина (школа №4), “Молодой учитель года” – Галина Сердюкова (школа №16), “Психолог года” – Наталья Гордецкая (гимназия).
В рамках реализации национального проекта “Образование” по направлению “Лучший учитель” создан банк данных лучших учителей города (27 человек). Региональная экспертная группа определила семь педагогов на получение гранта Президента РФ в размере ста тысяч рублей. Обладателями грантов стали: Татьяна Чистова (педлицей), Надежда Окорокова (гимназия), Валентина Крылова (гимназия), Татьяна Галныкина (школа №2), Любовь Карпова (МПЛ), Наталья Попова (школа №26) и Людмила Безденежных (школа №23).
Созданы организационно-экономические условия для обеспечения финансовой самостоятельности общеобразовательных учреждений города.
Негативные тенденции
Вместе с тем Марина Питиль отметила ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Димитровграда: общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества образования выпускников, качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся.
Начальник управления обратила особое внимание на то, что в целях повышения качества знаний руководителям общеобразовательных учреждений необходимо усилить контроль за качеством обучения и обученности. Среднегородской показатель качества знаний по ЕГЭ (единому государственному экзамену) оставил 55 процентов, что на уровне прошлого года. Нестабильно качество знаний и по результатам ЦАТ (централизованного аттестационного тестирования). Средний балл участников предметных олимпиад в 2005-2006 учебном году – 2,8. Причины низких результатов в ежегодном обновлении состава участников – от 20 до 60 процентов, в отсутствии индивидуальной целевой работы по подготовке к решениям олимпиадных заданий, в низком качестве преподавания.
Негативной тенденцией является и то, что образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; сохраняется детская и подростковая преступность. В числе негативных тенденций – дефицит молодых педагогических кадров, старение учительства и другие.
Марина Валентиновна сделала акцент на том, что задачи развития городского образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, и вновь подчеркнула, – его доступности, высокого качества и эффективности. Таким образом, образование – это не одна из общественных сфер, а базовый инструмент управления будущим.
Потребности превышают возможности
Анализируя положение, сложившееся в дошкольных образовательных учреждениях города, начальник управления образования сообщила, что численность детей, состоящих на учете для поступления в детские сады, с 2001 по 2006 годы увеличилась в семь раз. По-прежнему потребность в устройстве детей превышает возможности существующей сети дошкольных образовательных учреждений. Поэтому в числе основных направлений развития ДОУ – возврат закрытых и перепрофилированных ранее дошкольных учреждений. В 2006-2007 учебном году будут организованы группы кратковременного пребывания, интегрированные группы для детей с особыми образовательными потребностями, семейные группы, группы выходного дня.
Перспективы
В докладе был дан подробный анализ состояния общего среднего и дополнительного образования. Вот некоторые ожидаемые результаты.
В предстоящие 2006-2010 годы произойдут изменения в сети школ в связи с продолжающимся сокращением общего количества учащихся. Сохранится потребность в получении повышенного уровня образования. Возникнут проблемы с наполняемостью школ. Потребуется структурно-содержательная модернизация системы работы межшкольного учкомбината. Большое внимание будет уделено информатизации системы управления образования. Что касается учреждений дополнительного образования, то в 2006-2010 годы предвидятся значительные изменения в улучшении условий их деятельности.
С высокой степенью ответственности
Марина Питиль подробно рассказала об основных направлениях развития государственной помощи и поддержки детства, о развитии воспитательных систем в образовательных учреждениях города, об инновационных процессах и образовании одаренных детей, ресурсном и финансовом обеспечении школ, материально-техническом и финансовом обеспечении развития образования. Она определила главную цель развития городской системы образования на новый учебный год – приведение образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося региона, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей города и области, запросов личности, общества и государства.
“Время предъявляет не только к педагогам, а в первую очередь к нам, управленцам, высокие требования. Мы с вами выполняем главный государственный стандарт на образование детей. И подходить к этой обязанности следует с высокой степенью ответственности, понимая, что самое трудное для нас сегодня дело – это управлять происходящими изменениями. Для этого необходимо не просто самим понимать их сущность, но и доводить до сведений педагога, родителя. Нужно научиться смотреть на изменения системно, масштабно и никак не только из своего управленческого кресла…” – завершила свой доклад начальник управления образования.
На совещании прозвучали выступления руководителей учреждений образования (Ирины Чекановой – гимназия, Ирины Бакановой – школа №19, Светланы Кожуховой – ЦДТТ, Натальи Вуйко – школа №17, Ирины Денисовой – детский сад №8). От имени школьных лидеров выступила президент союза независимых гимназистов Ксения Макшанцева, после чего была принята резолюция августовского педсовета, которая будет доведена до коллективов всех учреждений образования.