Народное творчество, как известно, живет, не признавая сезонов. И все же реалии жизни приучили нас, что летом в работе всех культурных центров города наблюдается определенный спад, связанный со временем отпусков, который затем наверстывается повышенной активностью творческих коллективов.

Полагаю, никто не будет спорить и с утверждением, что на протяжении десятилетий лидером развития народного творчества в нашем городе является Центр культуры и досуга «Восход». А, в свою очередь, лидером этого замечательного творческого коллектива является, несомненно, Татьяна Ивановна Антипова, причем не только в силу положения многолетнего художественного руководителя ЦКиД «Восход», но и сама человек предельно творческий, автор ряда художественно-развлекательных программ, пользующихся у горожан неизменным успехом: «Мисс Димитровград», «Золотая игла» и другие.

Накануне начала нового сезона в ЦКиД «Восход» наш корреспондент встретился с Татьяной Антиповой, чтобы расспросить ее о творческих планах коллектива.

– Татьяна Ивановна, каким по счету будет для вас предстоящий сезон?

– Порог «Восхода» я впервые переступила в 1983 году.

– «Восход» тех лет и нынешний – большая между ними разница?

– Это небо и земля. Теми же остались лишь стены, да, слава Богу, несколько лучших ансамблей: народные коллективы «Юность», хор русской песни, «Метроном»… Но замечательно, что за эти годы появилось много новых коллективов. И все они разноплановые: и эстрадного танца, и народного танца, ансамбли индийского танца, арабского, совершенно новый – «Дуэт». Появились отделы детского творчества и творчества взрослого. Раньше их не было, а была лишь должность художественного руководителя.

– А можете сравнить свои ощущения в то время и теперешние?

– Тогда я была, как котенок: масса энергии – и никакого опыта, хотя смело бралась за очень серьезные программы, которых до меня здесь никто не делал, и успешно их реализовала. А сейчас… Говорят, когда человеку под пятьдесят, ему о покое пора думать. А у меня так складывается, что именно перед началом этого сезона я испытываю огромный творческий подъем. Ощущение такое, будто на меня что-то свыше снисходит. Даже во сне какие-то интересные идеи приходят. Без боязни преувеличения могу сказать, что я достигла пика своего творчества. В предстоящем сезоне я готова сделать целый цикл совершенно новых интересных программ. И накопленный опыт работы, и состояние души, что очень важно для творческого работника, убеждают меня, что я справлюсь с этими масштабными проектами, первым из которых должен стать цикл программ с условным названием «От всей души». Я хотела поговорить об этом в завершение беседы, но вы меня затронули за живое. Потому, пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к руководству предприятий с многолетней историей, с которыми связаны судьбы многих поколений горожан, где сложились трудовые династии, где сохранились добрые традиции – если вы готовы рассказать о своих людях, отметить юбилей предприятия, подарить радость своему коллективу, то обращайтесь к нам и мы в совместном творчестве создадим незабываемый праздник душевного человеческого общения. Уверена, что эта программа станет событием не только культурной, но и общественной жизни города.

– А как соотносятся смелые творческие планы художественного руководителя Антиповой с реалиями жизни: организационными возможностями и творческим потенциалом «Восхода»? Что намечается реализовать в предстоящем сезоне? Или, как говорил кто-то из великих режиссеров: «Чем удивлять будем?»

– Творческий потенциал нашего Дворца велик. Подходя к «Восходу», вы могли заметить, что у нас уже вывешены объявления о приеме во все творческие коллективы, кружки и студии – а их у нас работает 57. И каждый из них приглашает к занятиям детей, подростков, молодежь, да и взрослых горожан.

Могу с законной гордостью утверждать, что именно у нас работают самые лучшие специалисты и творческие коллективы города. Мы очень высоко подняли планку творчества и всегда с честью держим ее. Достигать отличных результатов нам помогает высокий профессионализм руководителей наших творческих коллективов, их амбициозность в постановке задач, системность в работе и, что является существенным моментом современных условий, умение работать со спонсорами. И как результат, почти все наши коллективы регулярно выезжают на различные фестивали – как в пределах России, так и за рубеж. Самый свежий пример: днями из Финляндии возвратился ансамбль танца «Юность», выступавший на фестивале «Танцующий Турку». Выступил очень успешно, чему свидетельством является приглашение провести гастроли в двух странах, которое получил коллектив. А возможность показывать свое искусство на таком высоком уровне, в свою очередь, еще больше стимулирует творчество, ответственный подход к работе.

Если уж мы заговорили о кадрах, то хотелось бы отметить, что в этом году нашей детской изостудии «Радуга» исполняется пятнадцать лет. Руководит ею Татьяна Попова. Я восхищаюсь этой женщиной: работать с совершенно юными детьми (раньше в студию принимали ребятишек с четырех лет, а сейчас – уже с двух с половиной) – это равносильно подвигу. Она работает с ними до шести лет, а именно в этом возрасте закладываются основы логического и образного мышления, память. И в этом коллективе дети получают все, после чего переходят в другие кружки и студии, продолжая заниматься изобразительным искусством или другим видом творчества. Удивляет разносторонность таланта этого замечательного педагога. Она не только ведет профильные занятия, но и устраивает для своих воспитанников запоминающиеся праздники, выступая в качестве сценариста и режиссера. Вот и сейчас она готовит праздник, посвященный юбилею студии. Я уверена, что это будет как всегда весело, интересно, с многочисленными сюрпризами для зрителей.

– Из пятидесяти семи обозначенных на вашей афише коллективов есть такие, где можно заниматься бесплатно?

– Конечно. Это и хор русской народной песни, старшие и средние возрастные группы каждого танцевального коллектива, эстрадный оркестр «Метроном», театральная студия, – да практически все наши коллективы имеют бесплатные группы. В этом отношении я бы так сформулировала принцип нашей работы: «Хочешь учиться – плати, владеешь мастерством и талантом – приходи и твори». Вот даже если в школу моделей я приглашала девушек с соответствующими физическими данными, то сейчас некоторые родители справедливо говорят: «Ну и что, что моя девочка полновата?! Почему она не может знать все, что вы даете на занятиях своим ученицам? Мы ведь готовы платить за обучение те же деньги». Поэтому мы сейчас принимаем всех, но в конкурсах, на подиуме, в различных мероприятиях участвуют, самоутверждаясь, только лучшие из тех, кто получил соответствующую школу.

– Ваша школа за годы работы выпустила более ста пятидесяти девушек-моделей. Меня занимает вопрос: зачем городу, где нет изобилия модельных агентств и даже развитой швейной промышленности, столько манекенщиц? Мы, тем самым, не обманываем мечты юных созданий стать в жизни великими топ-моделями и никем иным? Ведь крушение подобных надежд, как показывает жизнь, чревато негативными последствиями…

– Подобная постановка вопроса неправомерна. В процессе обучения я не раз говорю своим девушкам, что знания и умения, которые они получат в нашей школе, будут им полезны в жизни независимо от того, станут они моделями и манекенщицами или будут домохозяйками. Мы ведь учим хорошим манерам, умению держать себя в любом обществе, грации, привлекательности, умело использовать макияж, – какой девушке не пригодятся в жизни такие знания, умения и навыки?! И не случайно многие наши выпускницы стали успешными бизнес-леди, причем не обязательно в модельном бизнесе, многие девушки сделали успешную карьеру в различных фирмах. И таких примеров я могу привести множество. А девочки со слабыми головушками встречаются и на курсах штукатуров.

– В «Восходе» творческими идеями фонтанирует только художественный руководитель, или и другие работники поставляют свежие идеи?

– Почему же? Вот с интересной идеей создания танцевального клуба выступил Станислав???Жуйков. К сожалению, наши старания в этом плане пока реализоваться не могут – нет свободного помещения. Как всегда, новые формы работы ищет руководитель «Метронома» Дмитрий Горюнов. Сейчас он впервые открывает при оркестре студию (платную) обучения игры на эстрадных инструментах для подростков.

– Как говорится, саксофон парнишке приносить с собой?

– Если он лучше, чем тот, которым располагает наш оркестр – пожалуйста. А в принципе, обучение предполагается на наших инструментах. Согласитесь, что идея хороша во всех отношениях: и кого-то из ребят уведет с улицы, и даст возможность расширить ассортимент платных услуг, и позволит музыкантам заработать лишнюю копейку, вовсе не лишнюю при наших окладах.

В общем, новых интересных планов у моих коллег на новый сезон много.

– Одним словом, в «Восходе» все обстоит прекрасно, и никаких проблем у вас нет?

– На фоне замечательной работы наших творческих коллективов, лучших в городе, не столь благополучно складывается работа двух наших отделов – массового и детского. Оба отдела работают над организацией массовых зрелищных мероприятий – вечеров отдыха и так далее. Не стану скрывать, что именно в этой очень важной сфере нашей работы наметилась определенная шаблонность, многие мероприятия создаются словно по одному и тому же сценарию. Среди ряда причин, влияющих на эту ситуацию, главной является нехватка высокопрофессиональных кадров: из сорока руководителей творческих коллективов «Восхода» лишь трое имеют специальное высшее образование. Цифра, сами понимаете, удручающая. Самостоятельно решить проблему с кадрами наш центр не может: в городе готовых специалистов нет, а чтобы приглашать иногородних – для этого мы не располагаем соответствующими условиями: предоставление жилья, высокие оклады и т.д. А отсутствие конкуренции у некоторых работников порождает самоуспокоенность, завышенную самооценку итогов своей работы и отсутствие стремления к самосовершенствованию.

– При всех ваших проблемах развлекательные программы «Восхода» проходят интересно и пользуются заслуженным вниманием горожан. А как пытаетесь вы поддерживать уровень высокой культуры, ориентированной на развитие духовности общества?

– Задача развития культуры, духовного обогащения зрителей может быть решена лишь высоким художественным уровнем наших концертов и мероприятий. Хотя, возможно, мы недостаточно активно пропагандируем достижения наших лучших ансамблей, отвечающих самым высоким меркам художественного творчества – танцевальных, хоровых ансамблей, «Метронома». А если говорить о наших театральных студиях и кружках, то, как говорится, второго «Подиума» у нас никогда создать не удавалось, и о постановке классических произведений мы можем только мечтать.

– А есть у горожан стремление прикоснуться к истокам народного творчества – и в плане участия в соответствующих кружках, и желания воспринимать его в качестве зрителей?

– Судите сами: несколько лет назад хор русской песни под руководством Татьяны Волковой был весьма возрастным по составу, а за последнее время возраст его участников значительно помолодел. Показательно, что именно в последнее время Волкова создала еще один ансамбль народной песни «Звонница». Так что, в этом плане все в порядке. Чего нам не хватает, так это фольклорных ансамблей, в том числе и детских. Но умение работать с фольклором требует специальной разносторонней подготовки и очень высокого профессионализма, уж не говоря об условиях, позволяющих проводить фольклорные экспедиции в поисках истинно народных песен, традиций, ремесел, костюмов и так далее. А о состоянии дел с кадрами мы уже с вами говорили.

Обнадеживает, что сейчас этому важному вопросу уделяется все больше внимания, чему примером может служить создание в области фонда народных ремесел. В этом плане заслуживают внимания и творческие задумки нового начальника городского управления образования Марины Валентиновны Питиль, связанные с созданием на базе школы №19 спортивно-культурного центра. Там планируется создание кружков различных народных ремесел: гончарного, художественного вышивания, плетения кружев и других рукоделий. Ведь у нас в городе есть много замечательных мастериц: Ольга Вуколова, Татьяна Дрыганова, Галина Московкина и другие. Вот и надо собрать их под одну крышу, чтобы они получили возможность делиться своим искусством с молодежью.

– Кстати, вы видите возможность привлечения ваших лучших руководителей творческих коллективов к работе запланированного центра?

– Считаю, что это обязательно нужно делать: ведь у нас, действительно, собраны лучшие профессионалы культурно-просветительской работы в городе. Они в самое короткое время помогут поднять работу центра на высокий творческий уровень, расширят сферу применения своим талантам.