Реализация приоритетного национального проекта

в сфере образования Ульяновской области в 2006 г.

Георгий Игнатович,

Главный федеральный инспектор

по Ульяновской области

Вот и прошел еще один год напряженной работы педагогических коллективов Ульяновской области. Календарь отсчитал последние дни августа. Наступил новый 2006-2007 учебный год. В конце августа на педагогическом форуме учительство подводило итоги сделанного, ставило новые задачи, определяло пути дальнейшего развития школы. Наряду с педагогами и руководителями образовательных учреждений региона участие в работе форума приняли и представители власти всех уровней. Ведь именно они реализуют на местах государственную политику в области образования, следовательно, должны совместно определять, выстраивать пути и тактику развития образования в регионе, а также быть в курсе всех проблем. А проблем сегодня при новом законодательстве и старом уровне финансирования немало, которые требуют грамотного и правильного их разрешения.

Правительственная программа «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила перспективы образования. Они достаточно ясные и чёткие:

во-первых, создание условий для получения образования всеми детьми;

во-вторых, повышение качества образования в соответствии с запросами личности и общества;

в-третьих, обеспечение широкого общественного взаимодействия, направленного на развитие образования;

в-четвёртых, формирование эффективных экономических отношений в образовании.

Следует выделить проблемы, которые мешают достижению обозначенных перспектив. Одна из них – сокращение количества школ. Система среднего образования в Ульяновской области представлена 627 образовательными учреждениями. Из них: 403 средних, 123 основных, 101 начальное. Болезненной проблемой, особенно для малокомплектных сельских школ, является сокращение количества учебных заведений. В позапрошлом учебном году действовали 668 школ, 41 из них в течение двух лет были закрыты или реорганизованы. Наиболее активно изменения сети общеобразовательных учреждений в рамках реструктуризации проходили в Мелекесском, Кузоватовском, Сурском, Майнском, Ульяновском и Барышском районах.

Контингент обучающихся дневных общеобразовательных учреждений за этот же период сократился на 27098 человек. Основная причина – неблагоприятная демографическая ситуация в области.

Повышению качества образования препятствуют как сокращение общего количества учителей (при этом уходят, особенно после достижения пенсионного возраста, люди с большим педагогическим и жизненным опытом; молодые учителя не всегда способны сразу же полноценно заменить их), так и недостаточные условия оплаты учительского труда, способствующие оттоку молодых, талантливых, энергичных людей в другие сферы деятельности, мешающие педагогу целиком и полностью сосредоточиться на любимой работе. В прошедшем учебном году в муниципальных и государственных образовательных учреждениях региона работали 22799 педагогических работников. По сравнению с 2004 годом общая численность педагогических работников сократилась на 1827 человек, в том числе в общеобразовательных школах – на 987 человек.

Образование в начале XXI века стало мощной социокультурной силой, определяющей стратегию развития страны на десятилетия вперед. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Сейчас все меньше остается скептиков, вопрошающих: «Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании?». Для многих связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с «Сетевым планом-графиком основных региональных мер по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Ульяновской области», утвержденным приказом Департамента образования Ульяновской области от 03.03.2006 г. № 180.

Для организации скоординированной работы структур разных уровней, реализующих ПНПО, заключено «Соглашение о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта «Образование» между Министерством образования и науки Российской Федерации и Ульяновской областью», а также заключены соглашения Департамента образования с Главами муниципальных образований по реализации проекта на территории районов (городов) области.

Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.

В рамках реализации ПНПО на основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» Ульяновской области выделены субсидии в размере:

• 73 896,0 тыс. рублей на выплату дополнительных вознаграждений педагогическим работникам, исполняющим функции классных руководителей;

• 29,0 млн. руб. на поощрение 29 лучших школ, внедряющих инновационные образовательные программы;

• 9 400,0 тыс. руб. на поощрение 94 лучших учителей региона.

На протяжении 6 месяцев текущего года в Ульяновской области регулярно осуществлялись выплаты дополнительных вознаграждений педагогическим работникам, исполняющим функции классных руководителей. Заключено Соглашение между Рособразованием и Департаментом образования региона о предоставлении финансовой помощи бюджету Ульяновской области в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, проведено заключение подобных соглашений Департамента образования с муниципалитетами.

30 января 2006 г. в регион поступило 50% от общей суммы федеральных субсидий – 36 948,0 тыс. рублей. В апреле 2006 года в область поступило уведомление о дополнительном выделении финансирования в размере 18474,0 тыс. рублей. В мае – о дополнительном выделении еще 5763,6 тыс. рублей. Общая сумма поступлений в регион составила 61185,6 тыс. рублей.

Выплаты педагогам общеобразовательных школ производятся с 1 января 2006 года:

• в городской местности по 1000 рублей за классное руководство в классах наполняемостью 25 и более человек; в классах с меньшей наполняемостью исходя из расчета 40 рублей за одного обучающегося;

• в сельской местности по 1000 рублей за классное руководство в классах наполняемостью 14 и более человек; в классах с меньшей наполняемостью исходя из расчета 71 рубль за одного обучающегося.

Кроме того, в регионе сохранены и выплачиваются доплаты за классное руководство, установленные педагогическим работникам в процентах к ставке при тарификации на 1 сентября 2005 г.

Плановое количество получателей вознаграждения – 8081 человек. По фактической выплате за 6 месяцев 2006 года количество классных руководителей общеобразовательных учреждений области составило 7770 чел. За 6 месяцев 2006 года выплачено вознаграждение на общую сумму – 47,9 млн. рублей.

10 июня 2006 года, на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 366, в число получателей выплат за выполнение функций классного руководителя дополнительно вошли педагогические работники вечерних и кадетских школ, общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим в настоящее время в Постановление Правительства Ульяновской области №23 вносятся необходимые изменения.

Всего в конкурсе в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений Ульяновской области, внедряющих инновационные образовательные программы на муниципальном уровне, приняли участие 83 школы. Согласно квоте, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации, комиссия 3 июня утвердила список 29 учреждений-победителей. Квота определялась, в зависимости от числа обучающихся в городской и сельской местности региона с преференцией 1 к 2-м в пользу сельских муниципальных образований. Информация об итогах конкурса широко освещалась в средствах массовой информации.

По решению региональной конкурсной комиссии 2 школы, набравшие наивысший рейтинговый балл, а именно МОУ гимназия № 3 г. Ульяновска и МОУ Городская гимназия г. Димитровграда рекомендованы для участия в конкурсе «Лучшие школы России – 2006».

Для осуществления финансирования данного направления ПНПО Правительством региона заключено «Соглашение о предоставлении бюджету Ульяновской области субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях», подписанное руководителем Федерального агентства по образованию. Также соглашения по реализации данного направления заключены между Департаментом образования и муниципальными образованиями области. В 2006 году общая сумма расходов всех муниципальных образований области на эти цели составит 3094 тыс. рублей.

На сегодняшний день в регион поступила первая часть денежных средств на поддержку инновационных образовательных учреждений в размере 19 333 300 рублей. Поступившую сумму денег предполагается разделить пропорционально всем учреждениям-победителям.

По направлению «Поддержка лучших учителей» 16 мая, в соответствии с сетевым графиком, в регионе стартовал конкурс лучших учителей образовательных учреждений. Победителями конкурса стали 92 лучших учителя Ульяновской области (установленная квота для региона – 94 человека). Ко Дню учителя они получат в качестве государственных денежных грантов по 100 тыс. рублей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в первом полугодии 2006 года в Ульяновской области проведен ряд мероприятий по поддержке лучших учителей.

В традиционном областном конкурсе «Учитель года-2006» приняли участие 26 учителей области. На подготовку, проведение и призовой фонд конкурса из областного бюджета было выделено 1 млн. 130 тыс. рублей. Победителю конкурса «Учитель года-2006» Уба Екатерине Васильевне, учителю гимназии № 33 г. Ульяновска, вручен сертификат для приобретения квартиры на сумму 650 тыс. рублей. За занятые второе и третье места конкурсанткам были вручены домашний кинотеатр и ноутбук. Победителю конкурса «Учитель года-2005» Ломакиной И.В., которая стала победителем Всероссийского конкурса, также вручен сертификат для приобретения квартиры на сумму 500 тыс. рублей.

5 научным руководителям, подготовивших талантливых школьников – призеров Всероссийских олимпиад и конкурсов было выплачено денежное поощрение в размере 2000 рублей, 21 педагогу выплачено поощрение в размере 1500 рублей. Кроме того, трем научным руководителям, обеспечившим успешное выступление обучающихся на Всероссийских предметных олимпиадах, компанией сотовой связи «Мегафон» вручены сотовые телефоны.

По направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» в соответствии с Указом Президента от 6 апреля №325 претенденты на государственную поддержку в размере 60 тыс. рублей (победители и призеры международных и всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий) будут отобраны на федеральном уровне. С этой целью и на основании информационного письма Минобрнауки РФ от 09.06.2006 г. № 1024/12-14 Департаментом образования подготовлены и отправлены в адрес оператора ПНПО сведения и пакет документов на 8 победителей и призеров V заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2006 году. Кроме того, в Москву направлены списки 6 победителей и призеров Всероссийских и Международных спортивных соревнований и состязаний.

На областном уровне в соответствии с предварительной квотой на регион предстоит отобрать 16 человек, которым будет выплачено вознаграждение в размере 30 тыс. рублей.

В рамках реализации ПНПО в регионе осуществлялась поддержка представителей талантливой молодежи, добившихся высоких успехов в учебе, спорте и общественно значимой деятельности.

Проведен традиционный конкурс «Ученик года – 2006». На его организацию из областного бюджета был выделен 1,0 млн. рублей. В конкурсе приняли участие 32 школьника. В финал вышли 5 человек. Победителем конкурса стала Ксения Макшанцева, представляющая городскую гимназию г. Димитровграда. Она получила специальный приз – Губернаторскую стипендию в размере 10 тысяч рублей. Все участники финала поощрены поездкой в г. Самару, где для них была организована культурно-развлекательная программа.

Вручены Губернаторские стипендии 55 лучшим представителям высших и средних учебных заведений области. В целях областной поддержки школьников – отличников учебы впервые в области 11 марта и 26 мая т.г. проведены праздничные мероприятия в рамках областного «Дня отличника». На их организацию было направлено 2,3 млн. рублей. В марте денежное поощрение от Губернатора получили 4967 отличников учебы. По результатам II полугодия количество отличников увеличилось до 6556 человек.

Учреждена книга Летописи достижений школьников Ульяновской области, в которую внесены имена учащихся, добившихся высоких результатов: Вячеслава Кригера – выпускника Гуманитарного лицея г. Ульяновска, победителя Всероссийской олимпиады школьников по истории; Александра Красильникова, выпускника гимназии № 79 г. Ульяновска; Константина Иванова, выпускника многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска; Евгения Лисина, выпускника Новочеремшанской средней школы Новомалыклинского района, победителя Всероссийского конкурса «Умники и умницы»; Ксении Макшанцевой, учащейся городской гимназии г. Димитровграда, победителя финала областного конкурса «Ученик года-2006». Состоялось открытие именной звезды Вячеслава Кригера на Аллее выпускников, ему также был вручен приз – ноутбук, а остальным призерам – денежные премии в размере от 3 до 6 тыс. рублей.

19 июня 207 выпускников, награжденных золотой медалью, получили премию в размере 1000 рублей, 510 человек, награжденных серебряной медалью, – по 500 рублей (в предыдущие годы премии медалистам вручались только из муниципальных бюджетов: 150 руб. – за золотую медаль и 100 руб. – за серебряную).

22 июня состоялась встреча Губернатора и Главного федерального инспектора по Ульяновской области с выпускниками, делегированными на Кремлевский выпускной бал с вручением им памятных сувениров.

По направлению «Внедрение информационных образовательных технологий» согласно сетевому плану Минобрнауки задачей I этапа (2006 г.) является 100% подключение школ к сети Интернет. При этом софинансирование со стороны регионов будет заключаться в том, чтобы обеспечить приобретение компьютерной техники в каждой школе для подключения к Интернет.

По запросу Федерального агентства по образованию Департаментом образования подготовлен список образовательных учреждений, планируемых к подключению к сети Интернет. В него вошло 603 образовательных учреждения, в которых отсутствует широкополосной доступ к сети Интернет.

Департаментом образования проведен расчет потребности финансовых средств на приобретение компьютерной техники в школы, не имеющие компьютеров (в зависимости от численности обучающихся). В настоящее время 58 школ пока еще не оснащены компьютерной техникой. Проводится активная работа по определению источников финансирования на приобретение компьютерной техники в данные учреждения.

Департаментом образования совместно с Департаментом инноваций и информационных технологий аппарата Правительства Ульяновской области ведется работа по обеспечению общеобразовательных учреждений телефонной связью. ОАО «Волга-Телеком» отрабатывается техническая возможность установки телефонов в 47 образовательных учреждениях и уточнения необходимых финансовых средств для дальнейшего заключения договоров на выполнение работ.

В январе текущего года в ответ на правительственные телеграммы Департаментом образования были подготовлены заявка на участие региона в программе «Школьный автобус» (81 единица автотранспорта) и заявка на пополнение учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений оборудованием (45 кабинетов физики и химии).

По предварительным оценкам в 2006 г. по программе «Школьный автобус» для закупки автобусов марки КАВЗ из Федерального бюджета области будет выделено 9,955 млн. руб. при условии выделения из бюджета субъекта РФ 6,637 млн. руб.

По программе «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием» в 2006 г. по предварительным данным для закупки учебного оборудования для кабинетов физики и химии из Федерального бюджета региону будет выделено 21,642 млн. руб., при условии выделения из бюджета субъекта РФ 5,441 млн. рублей.

Обозначенные на федеральном уровне предварительные условия софинансирования выявляют следующую проблему: средства на данные программы в областном бюджете 2006 года не предусмотрены. Возможные пути решения проблемы: использование финансовых средств от отчислений налогов с субвенций, направленных в муниципальные образования на выплату вознаграждения за классное руководство для приобретения автобусов; приобретение учебно-наглядных пособий и оборудования – за счет средств субвенций (10% на материально-техническое обеспечение).

Следует отметить, что модернизация системы образования в Ульяновской области, несмотря на ряд положительных тенденций, в целом осуществляется с трудом. Проблемой остается недостаточное финансирование, особенно при выделении средств из регионального и муниципальных бюджетов. До 90% субвенций, выделяемых из федерального бюджета, расходуется в школах на выплату заработной платы учителям и на непосредственную реализацию учебного процесса. А на что осуществлять ремонт зданий, чинить крыши, полы, трубы, закупать школьную мебель, обеспечивать противопожарную безопасность? Многие школы испытывают серьезные трудности именно здесь. В большом количестве учебных заведений для решения проблем, копившихся годами, необходимо увеличение текущего финансирования в несколько раз. Несомненно, региону и муниципалитетам следует обратить внимание на сложившуюся ситуацию и значительно увеличить софинансирование по нацпроекту «Образование». Положительный эффект должна дать и системно организованная работа по привлечению производственных и предпринимательских структур к решению проблем системы образования.

2006-2007 учебный год станет вторым по счету в реализации приоритетного национального проекта «Образование», целью которого является модернизация всей системы российского образования. Прошедший год показал, что для успешной реализации национального проекта в сфере образования необходимо решить ряд проблем.

Залог успешной реализации нацпроекта «Образование» – внедрение инновационной системы обучения. Второй не менее важной задачей является выравнивание возможностей получения качественного образования, содействие в создании комфортных, современных условий для учебы.

Школы должны оснащаться современным оборудованием, должен быть обеспечен доступ в Интернет. Без этого школа просто быть не может в ХХI веке. Правительство даже пересмотрело прежнюю программу по подключению российских школ к Всемирной сети. Принято решение, что в России все школы должны иметь доступ к Интернету. Не только в центре России, не только в областных центрах и крупных городах, но и в самых-самых отдаленных уголках.

Сами по себе национальные проекты, если воспринимать их просто как нагнетание дополнительных финансов, ни к чему в конечном счете не приведут. Поэтому мы должны думать над тем, какой облик будет у образования в ближайшее десятилетие. А для этого нужно обкатать новые подходы в ходе реализации пилотных проектов. По сути, это – этапы перехода к новой школе, к новой системе образования.

Пилотными проектами предусматривается федеральная поддержка регионов, которые готовы в течение ближайших двух лет реализовывать комплексные программы модернизации образования. На эти цели в 2007 году предполагается выделить 3,5 млрд руб.

При реализации пилотного проекта, прежде всего, следует обратить внимание на реализацию перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. Другая характерная особенность пилотного проекта – изменение системы оплаты труда учителей в рамках отраслевой системы. В-третьих, это развитие региональных систем оценки качества образования и, в-четвертых, это широкое участие общественности в управлении образовательным процессом.

В тех регионах, которые примут участие в пилотных проектах, деньги будут выделяться не в рамках стандартной сметы, а в соответствии с количеством учеников. Зарплата учителям будет определяться не только почасовой нагрузкой, но и качеством преподавания. Это должна быть новая, стимулирующая система оплаты труда.

Планируется, что в результате эксперимента зарплата учителей должна вырасти примерно на четверть.

Правительство одобрило ряд проектов федеральных законов, один из которых касается введения единого госэкзамена, а второй – экспериментальной отработки образовательного кредитования. Образовательные кредиты – для нас вещь новая. Мы к ним шли долго, потому что сама конструкция образовательного кредита появилась еще 1992 году, но мы к ним не были готовы: ни экономически, ни, признаться, морально. Теперь система образовательного кредитования будет развиваться.

Национальный проект – это не панацея, не попытка подменить систему образования каким-то новым явлением. Национальный проект – это символ преобразований в ключевых отраслях нашей жизни, и именно вокруг этой идеи должны концентрироваться и финансовые, и политические, и людские ресурсы.

О том, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ульяновской области идет в полном соответствии с требованиями федерального центра сделали вывод и члены комиссии Федерального агентства по образованию, которые в августе т.г. работали в Ульяновской области. Федеральный эксперт по образовательным учреждениям Тамара Челышева, федеральный эксперт по талантливой молодежи Раиса Гуцалюк, федеральный эксперт – юрист Александр Вавилов и федеральный эксперт Людмила Ламыкина познакомились с работой ряда городских и сельских школ с целью проверки, как на территории Ульяновской области реализуется приоритетный национальный проект «Образование», а также выявления положительного опыта и тех трудностей, с которыми регион столкнулся в ходе реализации проекта.

24 августа Ульяновскую область посетил руководитель федерального агентства по образованию и науке Григорий Балыхин. Он отметил, что далеко не все регионы активно включаются в реализацию национальных проектов. На этом фоне Ульяновская область выглядит достаточно выигрышно. Власть в регионе находит дополнительные ресурсы для развития образования, здравоохранения, других социальных сфер. У руководства региона есть понимание того, что финансы и ресурсы государства, соединенные с инициативой и финансовыми возможностями бизнеса, могут существенно продвинуть национальные проекты.

Главный итог проекта «Образование» – повышение степени удовлетворенности российских граждан системой национального образования.