9 августа 1945 года в газете “Правда” было опубликовано заявление Советского Правительства правительству Японии о том, что оно присоединяется к Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля и принимает их предложение об участии в войне против японских агрессоров и с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. В тот день на Дальнем Востоке начались боевые действия советских Вооруженных Сил против японских войск.

Началась наступательная операция войск Забайкальского, 1-го Дальневосточного и 2-го Дальневосточного фронтов, Монгольской народно-революционной армии, Тихоокеанского флота. Операция продолжалась до 2 сентября. Ее целью было разгромить Японскую Квантунскую армию, освободить Манчжурию и Северную Корею, ликвидировать плацдарм агрессии и военно-экономическую базу Японии на континенте. Сокрушительное наступление Красной Армии явилось решающим фактором, который вынудил японское правительство признать поражение.

Второго сентября в 9 часов 4 минуты в Токийском заливе на борту американского линкора “Миссури” состоялось подписание Акта о капитуляции, ознаменовавшее окончание Второй мировой войны. Япония возвратила Советскому Союзу Южный Сахалин, к СССР отошли также Курильские острова. Документ подписали министр иностранных дел Японии М.Сигэмицу, адмирал И.Умэдзу. Подписи по Актом поставили представители СССР (генерал-лейтенант К.Н.Деревянко), США, Китая, Великобритании, Австралии, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Канады. ЦК ВКП(б) и СНК СССР поздравили советский народ с победой над Японией и окончанием Второй мировой войны. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией, а 30 сентября 1945 года учредил медаль “За победу над Японией”.

Ветеран

Свыше полутора миллионов советских воинов участвовали в разгроме Японии. Воевали на Дальнем Востоке и наши земляки Константин Петрович Юрченко, Иван Степанович Дударев, Александр Сергеевич Осетров и многие другие. Сегодня наш рассказ о Николае Федоровиче Карлове.

На действительную военную службу Николая Карлова призвали в 1938 году. С детства он мечтал стать краснофлотцем. И мечты сбылись. Его направили служить на Тихоокеанский флот. После окончания школы младших командиров Николай Карлов был назначен заместителем командира торпедного катера.

…В июне сорок первого года, когда немецко-фашистские войска вторглись на нашу землю, моряки-тихоокеанцы завалили командование рапортами с просьбами отправить их на фронт. Среди добровольцев 64-й отдельной морской бригады, которая была направлена на оборону Москвы, был и мелекессец Карлов. 5 декабря, в день Советской Конституции, командир отделения разведки Николай Карлов получил боевое крещение. И сегодня в его памяти свежи те героические страницы. Он помнит, как морские пехотинцы надевали бескозырки и с криком “Ура!” шли в рукопашный бой. Не забыть ему, как кричали в панике немцы, когда русские моряки появлялись в траншеях: “Шварцтод! Черная смерть! Спасайся, кто может!”

…В марте 1942 года, во время выполнения разведывательного задания Николай Карлов был тяжело ранен и контужен. Моряки-разведчики вынесли своего командира с поля боя на руках. Более четырех месяцев он пролежал в госпитале, а после излечения вновь вернулся на Тихоокеанский флот.

…Когда началась война с Японией, опытного, обстрелянного моряка Карлова зачислили в 140-й Гвардейский разведотряд под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.Леонова. Однажды на торпедных катерах их подразделение десантировалось в порту Росин и завязало тяжелый бой за стратегически важный плацдарм. Удержать его казалось невозможным, но разведчики готовы были держаться до последнего патрона, до последней капли крови… Задача была выполнена с подходом 13-й морской бригады.

Потом были тяжелые бои за овладение военно-морской базой Сейсин, и участие в спецоперации по пленению начальника базы контр-адмирала Хори и начальника гарнизона полковника Тада. В помощь морякам-разведчикам был прикреплен офицер отдела контрразведки “Смерш” Михаил Юрыгин, но в одном из страшных боев пуля японца-снайпера сразила его. Он умирал на руках Николая Карлова. Но задание было выполнено. По представлению начальника контрразведки Тихоокеанского флота Юрыгину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), а Карпов был удостоен ордена Красного Знамени.

…В корейском порту Сейсим в бою за мост создалось очень тяжелое положение. Японцы имели большое численное превосходство над советскими разведчиками и изо всех сил старались удержать мост – единственную коммуникацию, обеспечивающую им возможность отступления. Они дрались отчаянно. В решающую минуту боя морских пехотинцев выручил опыт. Он подсказывал, что в рукопашной схватке не бывает так, чтобы оба противника дрались с одинаковым упорством. Если одна сторона обладает большей силой воли и решимостью драться до конца, она обязательно победит. Иначе быть не может. И под яростным вражеским огнем наши разведчики поднялись и пошли вперед. Вперед, за командиром отряда капитан-лейтенантом Леоновым. По всему фронту, из уст в уста передавалось имя этого воина, награжденного двумя золотыми звездами Героя. Рядом с командиром в том бою шел старшина 1-ой статьи Карлов. Когда до врага оставалось метров 20, японцы заметались – их нервы не выдержали молчаливого штыкового удара, и они сломались. Бой был выигран, в летопись ратной славы морских пехотинцев была вписана новая блистательная страница.

Восемь лет отдал Николай Федорович службе на Тихоокеанском флоте и не теряет связи с ним по сей день. Так, недавно начальник ФСБ РФ по Тихоокеанскому флоту вице-адмирал Н.Шилин прислал в подарок Николаю Федоровичу книги: “Тихоокеанский флот в годы Великой Отечественной войны” и “Честь и верность”, в которой рассказывается о работе чекистов на Тихоокеанском флоте с 1932 года по 2002 год. Прислали Карлову и морскую форму “номер два”, гвардейскую ленточку на бескозырку, а также нагрудный знак “За дальний поход”.

В нашем городе Николай Карлов долгие годы работал водителем на ДААЗе. Работал добросовестно, о чем говорят десятки поощрений, грамоты, нагрудные знаки, благодарности… Работал, как и воевал!

Ростислав РАДЕЦКИЙ