Ровно год назад руководство ОАО «Криушинский судоремонтный завод» договорилось с итальянцами – будем, мол, мы в Криушах строить 15 рыболовецких сейнеров. Стоимостью по 500 тысяч долларов каждый.
«Затри года построим», – обещал председатель совета директоров Расых Низамов. Прошел уже год в рамках специального расследования, журналист «Симбирского Слова» выехал на Криушинский судоремонтный и лично убедился – так называемые слипы, на которых ремонтируют суда, стоят пустые. Завод напоминает больше ломохранилище, нежели успешное предприятие, имеющее столь высокооплачиваемый заказ. Выходит, областная власть в очередной раз пустила «пыль в глаза»?
Информацию о том, что происходит за воротами Криушинского завода, хотелось получить из первых уст. Но председатель совета директоров предприятия Расых Низамов неуловим, его секретарша к шефу никого не подпускает даже по телефону. Второй человек, кто мог бы дать объективную информацию о заводе, – заместитель председателя местного правительства Александр Пинков. Его помощница, получив от нашей газеты факс с вопросами по ситуации на Криушинском заводе, сообщила о большой занятости Александра Петровича и о невозможности встречи с высокопоставленным чиновником. Хотя кто, как не Пинков, несет ответственность за работу в регионе предприятии такого уровня, как судоремонтный завод?
Еще три года назад Криушинская общественность обращалась к прежнему губернатору Шаманову за помощью: «Помогите, на судоремонтном заводе целенаправленно разваливают производство, а также социальную инфраструктуру Криуш». (Цитата из письма сельчан).
И вот, по истечении до-вольно продолжительного периода, что получили жители? «Убитый» (другого слова не подобрать) центр поселка, где расположены рынок и тройка старомодных магазинов. От огромного здания заводского музея остались только внешний фасад и фундамент (это то место, которое должно было стать культурным центром, поскольку уровень жизни местных жителей зависит от судоремонтного), безработица (это уж совсем нелогично – такая «махина» не может обеспечить рабочими местами местную молодежь).
«Сначала начали окольными путями вывозить с завода оборудование – все это видели. А потом все специалисты поувольнялись, потому что на Криушинском заводе их знания никому не нужны», – рассказал мне один из бывших начальников ранее успешного предприятия. Криушинский судостроительный завод был пущен в эксплуатацию в 1998 году. Строили его финны по своей технологии. Планировалось, что около 40 барж большой грузоподъемности должны ежегодно ремонтироваться. В первое время завод работал эффективно. Затем производство стало приходить в упадок.
Беспредел начался, когда на судоремонтном сменилось руководство. Как рассказали сотрудники ульяновского пароходства, суда вовремя не ремонтируются – «начальство говорит, денег нет». А руководство – это директор речного порта, который связан крепкими семейными узами с уже упомянутым Расыхом Низамовым. Вместе они решают все финансовые вопросы. Как говорят очевидцы, противоречий у этих бизнесменов не возникает. Это значит, что развал Криушинского завода – результат совместной деятельности руководства речного порта и главного акционера Криушинского судостроительного завода.
Не так много в нашем регионе предприятий, которые могут существенно пополнять региональный бюджет. Речное пароходство и Криушинский завод могли бы стать имиджевыми и доходными для области предприятиями. А мы имеем ситуацию, когда судоремонтный завод собирает и транспортирует цветмет, а в речном порту до сих пор витает воздух советских времен. Кстати, сотрудники местного речного пароходства рассказали, что на днях им должны были выплатить очередную премию. Но в последний момент руководство передумало.
В общем, картина нарисовалась в жанре импрессионизма – с размытыми контурами. То ли итальянцы отказались строить сейнеры, то ли речные директора не выполняют своих обязательств перед инвесторами, то ли река Волга стала собственностью определенной группы лиц.
И получается – как хвастаться о разных продвинутых Соглашениях – так это областная власть «в первую голову». А как встает вопрос реально ответить за обещания, за реализацию своих же проектов – так все сразу заняты, министру некогда, а секретарша – первая и последняя инстанция.
Иван ЧОНКИН