Цикл публикаций о горном походе по Киргизии, совершенном осенью 1997 года димитровградскими путешественниками-авантюристами Борисом Галиновым и Сергеем Крушинским, продолжает рассказ о втором этапе путешествия – переезд на грузовиках и пеший поход по высокогорному плато

Часть вторая

Чатыр-Кель. Китайская граница

Из дневника Сергея Крушинского: «Начало осени в горах – лучшее время для путешествий. Утро ясное и теплое. Вышли за околицу в надежде поймать попутку. Через полчаса остановили два МАЗа с прицепами, полными соленых шкур крупно-рогатого скота. Этот товар везут в Китай. Нам по пути. Водители – русские, денег с нас не берут: говорят, в дороге хорошие попутчики не дают скучать, а значит, не заснешь за рулем – ведь путь не близкий и опасный. А еще на киргизских дорогах нередко на машины нападают местные «ковбои», так что и здесь пассажиры пригодятся: вчетвером легче отбиваться».

Борис сел в один грузовик, Сергей – в другой. И покатили. Тяжело груженые машины ехали медленно. А на крутых подъемах так вообще еле ползли. В кабинах скучно не было – туристы честно отрабатывали переезд интересными рассказами. До границы было далеко, почти сутки езды.

На закате подъехали к контрольно-пропускному пункту. Граница охраняется бдительно, и в запретную зону без особого разрешения попасть не возможно. А, как уже рассказывалось, наши туристы на свой риск и страх отправились в путь с обычной запиской, написанной майором из нарынского погранотряда, которого они случайно повстречали субботним вечером у заставы. Записка была адресована Сереге. Таковым оказался старший по КПП перед запретной зоной. Как ни странно, но эта авантюра сработала: командир по имени Сергей пропустил туристов.

Новенький МАЗ, в котором ехал Борис, сорвавшись с места, умчался вперед. А вторая машина – настоящая развалюха – еле с места сдвинулась. Сергей уже был готов к аварийным остановкам – водитель его предупредил, что могут быть проблемы с тормозами. И это случилось, да еще в самый ответственный момент – на крутом серпантине. Им удалось остановить грузовик на горизонтальном участке перед самой пропастью – как выразился шофер, «затормозили двигателем». А Борис в это время был уже далеко и не догадывался, что жизнь его друга только что висела на волоске.

Машину пришлось долго ремонтировать. Под колеса подложили камни, подняли кабину, выяснили, что отказали не тормоза, а воздушный компрессор (но для аварийной ситуации разницы практически никакой, так как без сжатого воздуха тормоза не работают), и принялись за дело.

Из дневника Сергея Крушинского: «Отремонтировали компрессор только к утру. Замерз до ужаса – забыл теплую одежду в кабине, а дверцу заклинило. Так и провел всю ночь в легкой ветровке. А ночью был мороз. Ну, наконец-то, кончились мучения – выглянуло солнышко, да и машина уже на ходу. Встретились со первым экипажем только на границе, возле пограничного перехода Торугарт. Было уже два часа дня. Ребята прождали нас всю ночь на стоянке. Здесь бьют минеральные источники. Их так много, что все кругом пузырится и шипит. По вкусу вода напоминает нарзан, только очень много железа, но пить можно».

У китайской границы закончился автомобильный этап экспедиции. Возле минеральных источников туристы простились с водителями. Машины взяли курс на Китай, а Сергей с Борисом решили перекусить, а заодно и немного отдохнуть, перед трудным походом по горному плато. Еда не ахти какая – лепешки да помидоры. Отдохнули без особых удобств – прислонившись к столбам с колючей проволокой. И, взгромоздив на себя огромные рюкзаки, отправились в пеший поход. Они пошли на север – к высокогорному озеру Чатыр-Кель. Маршрут их пролегал по плато, на высоте более 3500 метров над уровнем моря.

Из дневниковых записей туристов: «Идти с тяжелыми рюкзаками очень трудно. Привыкли путешествовать на велосипедах, да и высота дает о себе знать. До озера километров пятнадцать…»; «К озеру Чатырь-Кель с нашей стороны, то есть с юга, подойти невозможно. Местность сильно заболочена. Такое явление присуще почти всем горным озерам, которые подпитывают ледниковые воды. Чтобы нам добраться до этого озера, надо обойти его с другой стороны, а это – несколько десятков километров по горам. Приходится любоваться его красотами издалека – за 300 метров. Оно красиво. Над ним – огромные стаи разнообразных перелетных птиц. Жаль, что не удалось побродить по его берегам…»; «Мы направляемся за озеро, к вершинам Атбашинского хребта. «Ат» в переводе с киргизского языка – «лошадь», «баш» – «голова». Выходит, мы нам придется преодолевать перевалы Лошадиной головы…»; «На пути нас поджидает преграда. Это речка Кекайгыр. Она неширокая, метров шесть-семь, но глубокая. Брода нет. Надо искать переправу. Погода начинает портиться, сгущаются тучи»; «Ощущение такое, что тучи цепляются за голову (нет, не хребта с «лошадиной фамилией»), а за собственною. Ставим лагерь. Успели вовремя. Начинается дождь, а затем валит снег. Будем пережидать…»; «К ночи снег прекратился, небо очистилось. Над горами показалась полная луна. Она осветила плато и посеребрила озеро Чатыр-Кель. До озера от нашего лагеря чуть более полукилометра, но видимость отличная. На озеро садятся стаи уток и гусей. Ложимся спать…»; «Ночь прошла бурно: гуси, которые, садились не только на озеро, но и на речку у нашей палатки, не дпавали заснуть. Всю ночь их гоняли. А они только гоготали и хлопали крыльями»; «Утро нас тоже погодой не порадовало – «пургуем» в палатке. Но у нас есть повод к праздному времяпрепровождению. Сегодня 15 сентября, день рождения нашего друга Николая Куваева (Н.К. тоже димитровградский турист – авт.), и не важно, что его с нами нет, у нас традиция: где бы мы ни были, а день рождение друга отметим обязательно. Вот этим мы сейчас и занимаемся. Погода – дрянь, а настроение у нас отличное!»

На следующий день все оказалось наоборот: погода была превосходной, а настроение у наших туристов – дрянь. А ведь водители МАЗов, с которыми они ехали до китайской границы, предупреждали, что плато Чатыр-Кель – запретная зона для употребления алкоголя. К счастью, Сергею с Борисом удалось восстановиться к обеду. Ну что ж, потеряли полдня – надо наверстывать. Они быстро собрались и направились в сторону гор.

Поскольку к озеру пути были отрезаны болотами, туристы, определившись по карте, решили преодолеть хребет через перевал Шырыкты. Но, чтобы продолжить путь к этому перевалу, необходимо было переправиться через Кекайгыр. Они повернули на восток и пошли вдоль реки, оставляя позади болото и прекрасное озеро.

В этих безлюдных местах перелетные птицы почему-то теряют бдительность: утки, гуси, казарки не боялись туристов, подпускали к себе вплотную. А за рекой, у входа в ущелье, паслись табуны лошадей. Эти животные тоже игнорировали людей с рюкзаками.

Наконец-то путешественники отыскали брод и переправились на другой берег. К вечеру они добираемся до входа в ущелье. Вдали возвышается перевал Шырыкты. Но уже день заканчивался, и туристам надо было ставить лагерь на ночлег.

Утром им предстоит покинуть высокогорное, но все же ровное, плато. Начнется новый этап похода – горный.

Татьяна КОЛОМЕЙЦЕВА