Если это и совпадение, то в высшей степени знаменательное: в дни завершения подготовки ко II Малым олимпийским играм Приволжского федерального округа в Ульяновской области гостил выдающийся боксер современности, четырехкратный чемпион мира среди профессионалов в средней весовой категории Костя Цзю. Великий мастер кожаной перчатки, давно ставший легендой современного бокса, словно предварил плеяду прославленных российских спортсменов разных лет, которые станут гостями нашей Олимпиады.

В Димитровград К.Цзю пригласил его старый друг еще со времен последней сборной команды СССР по боксу – Евгений Судаков. Гость с удовольствием ознакомился с достопримечательностями нашего города, в котором ему довелось побывать в далеком 1982 году, на учебно-тренировочных сборах.

Самой интересной страницей визита выдающегося боксера современности в наш город стала его встреча со студентами Димитровграского филиала УлГУ, в ходе которой К.Цзю рассказал о себе, своей жизни в спорте, ответил на многочисленные вопросы.

Предлагаем вниманию наших читателей самые интересные фрагменты встречи.

Визитная карточка

Цзю Константин Борисович. Родился в 1969 году в уральском городе Серове.

Чемпион СССР (1989-1991гг). Чемпион Европы (1989, 1991). Чемпион Игр Доброй воли (1990). Заслуженный мастер спорта СССР.

С 1992 года занимается профессиональным боксом. Абсолютный чемпион мира среди боксеров-профессионалов в весе 63,5 килограмма. Обладатель чемпионских поясов по всем версиям профессионально бокса – WBC, WBA, IBF.

С 1992 года живет в Сиднее (Австралия). Женат. Жена – Цзю Наталья Владимировна. Имеют троих детей.

– В данном случае мой приезд в Россию носит совершенно неофициальный характер: в Ульяновской области живет мой двоюродный брат, тоже Константин, у которого родился сын, и меня пригласили на крестины. Теперь я стал крестным отцом, и у меня появился еще один подопечный по жизни.

Никаких других планов у меня не было – я приехал отдыхать, и мне это удается. За последние несколько лет отдохнуть мне удавалось считанные дни в году, включая выходные. Вчера звонил жене, моя Наташа вся в хлопотах: трое детей, школа, учеба – ей сейчас очень «весело». Предупредила, что по возвращении мне свой отдых предстоит отрабатывать по полной программе. Значит, отработаю, причем, с удовольствием.

Предваряя ваши вопросы, которые, очевидно, будут, о моей дальнейшей боксерской карьере, сразу отвечаю, что на данном этапе я еще не решил: возвращаться мне на ринг или нет. К тому же мне только недавно сделали операцию на плече, и с этим какое-то время придется считаться. Через пару месяцев попробую начать тренироваться, а там посмотрим.

А теперь я готов отвечать на ваши вопросы.

– Константин Борисович…

– Называйте меня просто Костя, мне так привычнее.

– Костя, вы будете гостем Олимпиады ПФО?

– Олимпиада, это звучит, конечно, заманчиво, но мне через два дня пора уезжать. Сначала лечу в Москву: у моего хорошего друга Ларисы Долиной 10 сентября день рождения. Затем предстоит поездка в Екатеринбург, а потом в Ханты-Мансийск, где состоится турнир моего имени. Кстати, очередной такой турнир состоится в ноябре в Казани, рядом с вами, и желающим на нем побывать добираться недалеко.

– Как вы относитесь к идее Евгения Судакова основать у нас клуб Кости Цзю?

– Он еще со мной такими планами не делился. Но мы с ним об этом обязательно поговорим, тем более, что несколько таких клубов в России уже есть: в Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, скоро открывается в Москве. Что касается сути идеи, то все здесь идет от экономики. Это ведь не просто переименование какого-либо спортивного объекта в такой клуб. Это должна быть во многом иная структура, чем принято в России. Это должны быть центры подготовки профессиональных боксеров по моей методике, как в плане тренировок, так и в работе залов. В общем, это предложение, от которого я не откажусь. Вперед!

Е.Судаков. Уточняю, что речь шла не конкретно о Димитровграде, а о регионе – Тольятти, Самаре, Ульяновске. Финансовое положение нашего города не позволяет содержать профессиональную школу бокса.

К.Цзю. Да, это тяжело. Тем не менее, количество таких школ мы планируем расширять. Хотя летать в Россию из Австралии непросто – чистый перелет занимает двадцать часов, я здесь бываю несколько раз в год, в нынешнем – это уже мой пятый визит. На очереди создание школ в Свердловске, Сургуте. У меня огромный опыт профессионального спорта, причем не только как спорта: большой спорт – это и бизнес, серьезный бизнес, где делаются большие деньги. В общем, это целая структура, которая в России еще не создана. Ее цель – поиск перспективных в профессиональном плане боксеров. А доводить их «до кондиции» мы, я говорю «мы», будем уже в Австралии, где у нас для этого есть все условия.

– Вы испытываете страх перед боем на ринге?

– Страх – это нормальное человеческое чувство. Никогда и ничего не боятся только идиоты и отморозки. Главное – умение этот страх преодолевать и даже использовать для дела. Вот этому я научился. И если кто-то из боксеров скажет, что совершенно не боится перед боем – не верьте. У нас чуть не вовремя глазом моргнул – и тебе уже «свет выключили». Бокс – вид спорта, не прощающий ошибок. Могу провести параллель: вот ты идешь на экзамен, вроде все выучил, а волнение все равно есть. Так же и я перед выходом на ринг волнуюсь.

– Правда, что вы перед боем до двадцати килограммов веса сбрасываете?

– В нормальной жизни я вешу до восьмидесяти килограммов, а дерусь в весе 63,5 килограмма. Кстати, с возрастом этот вес держать приходится все труднее…

Е.Судаков. Странно, правда?

К.Цзю. Сгонять вес начинаю за три с половиной месяца до боя – по полтора- два килограмма в неделю. Это не значит, что сижу в бане и потею. Это неправильно, ибо так обезваживаешь организм. Вопреки общепринятым правилам, я за тренировку выпиваю до литра воды. В основе моей методики подготовки – правильное питание, что значит – ноль жиров. Кстати, бывали тренировки, в ходе которых я сбрасывал до пяти килограммов.

– А как вы относитесь к кремлевской диете?

– Слышал я о ней. Кремлевская диета, возможно, хороша для людей с сидячим образом жизни. А для людей активной деятельности нужны углеводы – самый быстро расщепляемый продукт, который дает тебе энергию.

– А бывали дни, когда вам хотелось бросить бокс и заниматься другой работой?

– В плане работы мне хорошо – я безработный (смеется). Конечно, бывают моменты, особенно во время тяжелой тренировки, когда начинаешь думать: «А на фига тебе все это надо?!» Именно во время тяжелой тренировки можно морально сломаться: тебя буквально тошнит, болит каждая частица тела, и не хочется уже ничего. Но, наверное, в том и заключается моя сила, что я всегда могу побороть свою слабость. К тому же, за долгие годы боксерской карьеры это стало образом жизни, живешь, как на автомате: с каким бы настроем ни встал, ловишь себя на том, что ты уже оделся для тренировки и готов к новым нагрузкам.

Я рад, что и всю семью «посадил» на тренировки. Жена занимается четырежды в неделю, дети тоже тренируются. Да и мой папа, которому шестьдесят лет, почти каждый день бегает, и выглядит так, что когда мы рядом, меня иногда спрашивают: «Это твой брат?» Отвечаю: «Да, младший».

Е.Судаков. По поводу того, что Костя назвал себя «безработным», замечу, что всякий профессиональный спорт – это адский труд. Не случайно все профессионалы к завершению карьеры, дай Бог, чтобы Костя этого избежал, становятся буквально инвалидами: у них надорваны мышцы, разбиты кисти, вывихнуты локти и плечи. Да, профессиональный спорт высоко оплачивается, но и платить за это приходится здоровьем. А у боксеров, будь то любитель или профессионал, любой выход на ринг буквально смертельно опасен: один пропущенный в голову удар – и может случиться кровоизлияние в мозг. Чему не раз за свою карьеру и мы были свидетелями. И это при том, что по степени опасности бокс стоит где-то на двадцатом месте после футбола, хоккея и так далее.

К.Цзю. Важной частью моей работы теперь являются и такие встречи, которые для меня очень важны. Может быть, благодаря нашему разговору кто-то из вас придет в спортивный зал, чтобы заниматься самосовершенствованием.

– Как вы относитесь к женскому боксу?

– Я и «за», и «против». С одной стороны, это один из лучших видов тренированности. Но я не представляю, например, чтобы моя Наташа приходила домой с расквашенным носом и фингалом, полученным на тренировке. Все-таки, по-моему, сила женщины – в ее слабости. Вот моя дочка научилась меня побеждать даже лучше, чем ее мама. Подойдет, головку мне на плечо положит: «Папа, я тебя так люблю! Давай завтра пойдем в магазин». И куда я денусь! А вот маму уговаривать ей приходится гораздо дольше.

– Как вы относитесь к постоянному вниманию прессы?

– Я настолько привык к папарацци, что практически не обращаю на них внимания. Много-много лет назад мой тренер предупреждал меня об опасности звездной болезни. Мне легко удалось этого избежать, и все, кто меня знают, могут подтвердить, что звезданутость ко мне не приросла. Хотя, конечно, у меня есть свои прибабахи, и я требую, чтобы они исполнялись, ибо считаю, что я этого заслужил.

Я ежедневно часа полтора просматриваю прессу и свой veb-сайт. У меня очень много болельщиков, большой форум, где русских очень много. И дружба, которая завязывается на этом сайте, часто перерастает в близкую дружбу. Скажем, кто-то в Австралии пишет: «Я еду в Америку, где мне остановиться?» И тут же получает ответ: «Звони мне по такому-то телефону, и мы тебя встречаем». А если звонят мне, то я сам встречаю людей, которых никогда и не видел. Ко мне часто приходят домой, ибо я люблю общаться с людьми.

Е.Судаков. Могу подтвердить. Костя очень публичный человек, доступный для общения, один из самых узнаваемых людей. Я приезжал к нему в Австралию, и пока в аэропорту ждали багаж, выполняли необходимые формальности, к нему подошли несколько десятков человек, и с каждым из них он поздоровался, перебросился парой слов.

– Как вы относитесь к таким жестоким видам спорта, как кикбоксинг, бои без правил?

– Здесь очень важна роль учителя, какой нравственный заряд он вкладывает в своего ученика. А плохих видов спорта нет, ибо каждый из них – это путь развития личности.

– Сразу два вопроса: успешно ли идут у вас промоутерские дела, и почему вы пошли в строительный бизнес?

– Начнем с того, что промоутер – это человек, который платит боксеру. А я менеджер – добиваюсь, чтобы промоутер как можно больше платил спортсмену. И, по-моему, у меня это неплохо получается. Соответственно, от этих результатов зависит и мой заработок – проценты от гонораров моих ребят. У меня их, кстати, немного, но за этот визит в Россию надеюсь найти еще двух-трех человек, которых приглашу в Австралию, где они будут жить и тренироваться по моей методике. Спортзал у меня есть, и жить будут в пяти минутах ходьбы от него.

Что касается строительства, то наши австралийцы уже много лет пытаются завязать бизнес в России, но у них ничего не получается: они совершенно не могут понять местных «правил игры». Я, честно говоря, тоже не очень понимаю: я ведь из России уехал молодым пацаном. Но я могу свести с людьми, чье слово будет иметь решающее значение для успешного бизнеса. Что я сделал. При этом, я даже не посредник. Вот, для начала мы и реализуем масштабный проект по строительству дорог в Ханты-Мансийске. Возможно, подобный проект будем реализовать и вашей области, хотя у вас здесь вполне приличные дороги, по сравнению с другими областями России. Со временем, возможно, удастся включиться и в федеральную программу. А почему данный бизнес? Дорожное строительство – одна из самых выгодных и перспективных работ.

– Кем вы видите себя в дальнейшей жизни: спортивным деятелем или бизнесменом?

– В принципе, я уже перерос любой вид деятельности. У меня давно нет необходимости работать, чтобы зарабатывать на жизнь. Но я знаю, что, скажем, строительство в России спортивных комплексов моего имени может дать большие результаты, чтобы молодые ребята уходили с улицы в спортивные залы и там искали свое будущее, и не обязательно в спорте. Мое имя – это здоровый образ жизни, и это необходимо использовать.

– Как вы оцениваете димитровградскую школу бокса?

– Школа, которая воспитала такого боксера, как Судаков, это уже хорошая школа. Побольше бы таких было в стране. К сожалению, сейчас спорт держится больше на энтузиастах, государственной системы его развития, как было прежде, уже нет, поэтому им надо помогать и всячески их поддерживать.

– Костя, что должно произойти, чтобы вы вернулись жить в Россию?

– Нечто из ряда вон выходящее. А точнее сказать так: это станет возможным, если я пойму, что в России я нужен больше, чем где-либо.

Анатолий ЕФРЕМОВ