Граждане обращаются к чиновнику даже тогда, когда чиновник гражданина не слышит: в очередях по оплате ЖКУ, расставаясь с червонцами в маршрутках, спотыкаясь на темных улицах о колдобины тротуаров. И уж, конечно, чаще всего мы «разговариваем» с чиновником, убеждающих нас с экранов телевизоров в том, что в Ульяновске и области – все хорошо: и темпы всякого роста приличные, и подготовка к отопительному сезону уже выполнена аж на 97%…

Общаться… по закону

Но, поднимаясь в квартиру по подъезду, не видевшему ремонта два десятка лет, глядя зимою на комнатный термометр, столбик которого замерз на отметке 9 градусов, пробираясь к подъезду по темным улицам, не выдерживаем… В общем, когда «гиря до полу доходит», тогда гражданин набирает номер телефона городской или районной администрации или идет на прием к чиновнику, или пишет письма…

Общение гражданина и власти – не простая процедура. Механизм такого «общения» описан даже специальным областным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области». Процедура реагирования на наши обращения прописана и в Уставе Ульяновска, в разных инструкциях по делопроизводству. А со 2 октября 2006 года вступает в силу закон федеральный: «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Этот закон определяет обращение как направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления… Еще в закон прописан весь механизм и сроки, в течение которых власть должна реагировать на наши замечания… В области давно существует система по работе с обращениями граждан. В структуре власти есть даже управления по работе с нашими обращениями.

Вступление закона в силу – не за горами. И на прошлой неделе на заседании правительства области рассматривался вопрос о том, как обстоят дела в работе с обращениями граждан в Засвияжском районе. Причина – почему именно этот район был удостоен, так сказать, чести рассмотрения, не в том, здесь что-то сильно уж не так или проводится образцовая работа. Просто нужно с кого-то начинать, чтобы потом, проанализировав достижения и ошибки, ознакомить с опытом другие районы области… В общем, цель – посмотреть, как работает система, и как исправить недостатки…

ЖКХ – в лидерах

В своем выступлении глава администрации района Александр Башкарев сказал, что работа с обращениями граждан – это основное направление деятельности администрации. Обращение сначала рассматриваются им, затем направляются заместителям. Есть в администрации круглосуточно работающий телефон, по наиболее актуальным проблемам проводятся сходы граждан (таковых за полугодие проведено 85).

Что же касается статистики, то ее было достаточно и в выступлении Башкарева, и в докладе Ирины Суховой, начальника управления по работе с обращениями граждан администрации области (дело в том, что к заседанию правительства областная комиссия сделала свой анализ работы с обращениями в районе). Итак, за первое полугодие 2006 года в администрацию района поступило 605 обращений (442 письменных, 163 устных). Из них 56% – по вопросам ЖКХ, 19% – жилищно-строительные, 9% – по проблемам законности и правопорядка, 8% относятся к социальной сфере.

Что интересно, из 1362 обращений, поступивших от жителей Ульяновска в адрес губернатора, 31,5% – из Засвияжья. При этом по сравнению с первым полугодием 2005 года более чем в 2 раза увеличилось число коллективных обращений к губернатору, а в районную администрацию количество таких обращений сократилось на 48,7%.

В перечне недостатков комиссией отмечено лишь 2,4% положительно рассмотренных обращений, имеющих отношение к ЖКХ, а также жалобы, поставленные на повторный контроль. И в качестве примера была приведена ситуация с домом №44 по улице Пушкарева (о проблемах дома «ДЗ» писала весною этого года), от жителей которого 28 августа поступила «очередная жалоба».

Нетипичный случай

История этих жалоб из дома на Пушкарева не похожа на все остальные. Коротко напомню: компания «Курс» меняла весною в доме (в подвалах и квартирах) практически весь трубопровод подачи воды. Вместо проржавевших и забившихся труб устанавливали более долговечные, технологичные и экологически безопасные – пластиковые. В конце концов, жители дома, несколько лет страдавшие от маленького напора воды, избавились от этой беды. Но не все: Генрих Лепешкин, проживающий в этом же доме, стал мутить воду: мол, трубы не те и прочая, прочая… В итоге – скандал, проверка качества работ лично губернатором, повторная экспертиза труб и работ, лишь подтвердившая их высокое качество, и миллион рублей – от области и еще один миллион – от города на окончание ремонта и благоустройство придомовой территории. Тем не менее, несмотря на положительные заключения разных комиссий, Лепешкин не унимался, и в свой подъезд ремонтную бригаду не впускал…

Жалоба от 28 августа – продолжение истории «обороны» Лепешкина. И хороший пример обращения гражданина, из-за упрямства которого не удается закончить ремонт в доме.

Но это и пример того, как жалоба может практически парализовать действия властей. Областная комиссия привела этот случай, как пример неудовлетворительной работы с обращениями граждан в Засвияжском районе. Но Сергей Ермаков не согласился с доводами комиссии, пытаясь доказать, что история носит характер единичного противостояния. Каждый остался при своем мнении…

На телефонный звонок – письменный ответ?

Особенно горячий спор разгорелся на заседании правительства вокруг необходимости письменного ответа на устное обращение гражданина. «Когда человек позвонил и сказал, что у него нет горячей воды, мне что – бежать писать ему ответ?», – возразил Ирине Суховой Сергей Ермаков. «Согласно закону – да», – ответила Ирина Сухова…

В общем, есть опасение, что слепое следование новому закону может привести к тому, что после 2 октября «должностное лицо» может уйти в глухую оборону (и напрочь отказаться от общения с гражданами), либо весь состав районных и городских администраций будет строчить письма ульяновцам…

Предусмотрена в новом законе и судебная ответственность. Причем ответственность не только власти, но и гражданина. В статье 16 «Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений» написано: «Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда».

Но, поможет ли эта статья бороться нам с неисполнением властью нового 59-ого закона, а власти – выходить победителями с Лепешкиными, еще неизвестно.

От автора

Многое из того, о чем говорилось на заседании правительства о работе с нашими обращениями не вошло в содержание этой статьи. И я не стану спорить: очень важно, как власть реагирует на наши обращения к ней. И важно, чтобы результатом реагирования были не отписки, как это чаще всего случается, а конкретные действия.

Сегодня существует большая проблема – безразличие «должностных лиц» к обращениям граждан. Поэтому, с одной стороны, областная власть находит новые формы общения с населением, увеличивая свою открытость и доступность. Но, с другой стороны, даже регулярные телефонные «горячие линии», новые формы рассмотрения и решения проблем ульяновцев, такие, например, как акция «Лицом к человеку», не устраняют проблему. Потому что, во-первых, большинство вопросов требуют дополнительного финансирования, а, во-вторых, все равно исполнение принятых на областном уровне решений достается городской или районной администрациям.

Другое дело – ответственность конкретного должностного лица, допускающего волокиту или занимающегося отписками. Но попытки областной власти «воспитать» чиновника, показать на собственном примере, как нужно работать, – чрезвычайно длительный процесс, если, на мой взгляд, вообще реальный.

Но, думается мне, все же главного на заседании правительства не заметили. Не стоило ставить в вину главе Засвияжской администрации то, что на уровне района положительно рассмотрено лишь 2,4% обращений по ЖКХ. Правительству нужно было бы обратить внимание на то, что более половины – 56% – обращений связаны с ЖКХ. А ведь ЖКХ – это сфера ответственности городской и областной власти, но никак не районной. Управляющие компании – муниципальные, то есть городские, реформирование ЖКХ проводит областная и городская власти… Так что, на мой взгляд, правильнее было бы устранять причины обращений. В первую очередь – на областном и городском уровнях…

А представляете, как мог бы выглядеть отчет главы на очередном заседании правительства, если навести порядок в ЖКХ? Тогда Александр Башкарев мог бы торжественно доложить: «За отчетный период количество обращений граждан сократилось более чем в два раза!»