Видимо, не все хорошо у нас с налогообложением, раз одна за другой в среду и четверг – проводятся пресс-конференции по этой тематике в УВД и УФНС.
Карты раскрыты схемы известны
Начальник Управления по налоговым преступлениям (УНП) УВД Александр Нагорный отметил, что сейчас криминогенная обстановка в сфере налогообложения неблагополучна: наблюдается устойчивый рост налоговой преступности. Причем этот процесс происходит одновременно с повышением опасности преступлений для общества из-за растущих размеров причиненного материального ущерба.
Борьба с налоговыми преступниками осложняется пробелами в законодательстве, которые дают повод для изобретения еще более изощренных схем уклонения от налогов.
Для Ульяновской области, по словам Нагорного, характерны некоторые особенности подобных преступлений, это касается таких схем, как незаконное исчисление НДС, сокрытие налогооблагаемой прибыли, незаконное использование налоговых льгот. Распространено у нас и документальное занижение штатной численности работников, уменьшение торговых площадей, которые являются основными показателями для исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход. Не только в Ульяновске, в стране тоже стало популярным одно из последних изобретений налоговых правонарушителей – когда предприятие использует реквизиты несуществующих фирм.
– Предприятие, одно или несколько (были случаи до 50), регистрируется по документу, принадлежащему человеку, ведущему антисоциальный образ жизни, – объясняет Александр Викторович, – и происходит отмывание денежных средств, уклонение от уплаты налогов и так далее.
Такие преступления трудно выявляются.
За восемь месяцев этого года УНП раскрыло 107 преступлений (в прошлом году за это же время – 89), из них 100 – в крупном и особо крупном размере, 26 – тяжких и особо тяжких. Причиненный ущерб составил более 178 миллионов рублей.
Анализ налоговой преступности говорит, что в области увеличилось количество неплательщиков налогов среди физических лиц – на 22,2 %, юридических – на 13,6 %.
Показательно, что сотрудниками УНП определены отрасли экономики области, которые наиболее криминализованы. Это, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс (в этом году – 15 налоговых преступлений, из них три – тяжкие); промышленность – восемь преступлений, из них два – тяжкие; в агропромышленном комплексе – 14 преступлений, отставание – по тяжким (одно), в ЖКХ – девять преступлений (два тяжкие).
Одну из схем налоговых преступлений показали на примере ООО “Новострой”. За год на расчетный счет предприятия поступило свыше 80 миллионов рублей, которые были обналичены представителями этого ООО путем приобретения векселей Сбербанка и выведены из легального оборота передачей векселей физическим и юридическим лицам. Руководитель потеряла паспорт, и за нее расписывались в документах другие люди. В ИФНС подавались “нулевые” бухгалтерские балансы. Так, группа лиц с целью уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере и легализации денег, списываемых на затраты, разработала финансово-хозяйственную схему с участием фиктивных организаций. По версии следствия, в ООО “Новострой”, ООО “Автобан”, ООО “Регионстрой” и некоторые другие предприятия, зарегистрированные, как правило, по утерянным паспортам с целью открытия расчетных счетов, перечисляются крупные деньги по фиктивным договорам подряда, купли-продажи и так далее. В дальнейшем средства легализуются и обналичиваются либо перечисляются на счета третьих юридических лиц.
Налоговым правонарушителям в зависимости от степени тяжести преступления грозит наказание – лишение свободы от двух до пяти лет или штраф.
“Серая” зарплата в белом конверте
Евгения Жданова, заместитель руководителя УФНС России по Ульяновской области, рассказала о ситуации, сложившейся у нас с оплатой труда и перечислением налогов.
Много говорят о невысокой средней зарплате в нашем регионе. За последние семь месяцев она составила 6315 рублей, но это не означает, что называется реальная цифра. При установленном у нас прожиточном минимуме в 3166 рублей три с половиной тысячи ульяновских организаций выплачивают зарплату своим работникам ниже этого уровня, а 10 % работодателей – вообще ниже 1000 рублей.
Рекорд побила одна сельская торговая компания, в которой средняя зарплата работников составила… 52 рубля. Мало того, что в этих случаях нарушается закон, запрещающий выплату зарплаты ниже прожиточного минимума, так здесь “получка” явно серого оттенка.
Анализ, проведенный ульяновскими налоговиками, показал, что в сельской местности работодатели грешат налоговыми преступлениями в виде выплаты “серой” зарплаты больше, чем в Ульяновске, а среди районов города выделяется Заволжье. Если же посмотреть по отраслям, то впереди, по словам Ждановой, торговля (доля розничной торговли в нарушениях налогового законадательства 36,3%, оптовиков – 10, 2%), на втором месте – правонарушители, занимающиеся пассажирскими перевозками.
В этом году проведено 97 налоговых проверок с целью выявления занижения расходов на оплату труда. В результате доначислено 1,3 млн рублей. ИФНС и прокуратура Мелекесского района, например, провели совместно проверку ДОК “Наири” по поступившей жалобе работника этой организации. Оказалось, что три сотрудника работали без оформления договора. Был доначислен НДФЛ в сумме 16,3 тысячи рублей.
Основная проблема в контроле предприятий налоговыми органами в том, говорит Евгения Жданова, что работники, боясь потерять место, отказываются называть фактически выплаченную им сумму и подтверждать факт выплаты “в конверте”. Обращаясь к ним, налоговики предупреждают, что в этом случае люди теряют значительно больше, чем эта выплата. Налоговая служба напоминает, что ее телефон доверия – 41-01-72. В этом году им воспользовались 58 человек.
Елена ЗЫКИНА.