К экспертизе учебников не допустили
К неожиданным сюрпризам с родины Ленина (а так же Обломова, да теперь еще и Чебурашки) федеральным чиновникам не привыкать. Всевозможные идеи рождаются здесь одна за другой. То памятник букве “Ё” откроют, то День отца придумают. А тут группа единомышленников взяла, да создала этакое “Родительское собрание” из образцовых пап и мам. Организация вроде как некоммерческая, и задачи у нее очень даже высокие – контролировать нравственное воспитание российских ребятишек.
– На это меня натолкнули события в Беслане, – признался один из родителей-энтузиастов – директор УФПС Константин Долинин, – тогда я чётко ощутил, насколько наши дети нуждаются в защите. И без помощи нас же самих государству не обойтись…
Этот порыв души, разумеется, одобрили практически все – от рядового жителя до высокопоставленного чиновника. Правда, всерьез “тройку неравнодушных родителей” (а именно столько человек изначально насчитывало “Родительское собрание”) никто не воспринял. Разве кто мог подумать, что вскоре она наделает в области столько шума. А потом и за её пределами тоже.
Сначала “Родительское собрание” провело “рекламную зачистку”, после которой в городе исчезли плакаты с неэтичной рекламой. (Типа “Пашем, как негры…). А местный пивоваренный завод вынужден был даже новый сорт местного пива “Два веселых гуся” с производства снять! Потому как “Родительское собрание” решило, что персонажами из доброй детской сказки нельзя называть алкогольные напитки, чтобы не травмировать детскую психику.
С началом нового учебного года ульяновские родители взялись за школьные материалы. И просто “на уши” Министерство образования России поставили.
Что ж, министр Андрей Фурсенко сам виноват, – решили они. Нечего было отписками заниматься, когда родители с родины Ленина изъявили желание поучаствовать в экспертизе школьных учебников. А ведь именно с их обращения всё и началось.
– Мы платим за эти учебники, и нам небезразлично, что преподают нашим детям, – писали Фурсенко родители, – а потому несправедливо, что при экспертизе школьных материалов нашего мнения никто не спрашивает.
В Министерстве образования России рвения ульяновских энтузиастов не оценили. “А покажите-ка, господа, вашу ученую степень, – ответили минобровские чиновники, – а коли у вас таковой нету, то и делать вам среди экспертов – нечего. Тут великие умы проверкой книг занимаются, а не абы кто…”
Ульяновские родители такого неуважения терпеть не стали. Они сразу заявили о намерении судиться с Министерством образования, если тамошним чиновникам и дальше будет начхать на их мнение. А заодно решили показать всей стране, – какие огромные ляпы и ошибки пропускают в учебниках “великие умы”.
«Шапка и шубка – вот и весь мишутка»
– Да там подчас настоящее издевательство, а не школьный материал! – возмутился один из входящих в инициативную группу папаш – Максим Терляев, – Например, “Основы безопасности жизнедеятельности” за пятый класс. Там приводится в пример сказка про волка и семерых козлят. И детей спрашивают, почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом. Детям надо выбрать верный вариант ответа. “Дверь была недостаточно железной” – гласит пункт “а”. Это как – “недостаточно железной”- интересно? Или в «задаче на смекалку» из учебника по математике, выпущенного издательством «ЭКСМО-Пресс», ребятам предлагают ответить сколько детей было у мамы, если у нее есть дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Это уж совсем издевательство какое-то. И детей, и нас за дураков что ли держат?
Ляпы в учебниках, еще полбеды, – считают ульяновские родители. Оказывается, встречаются в них вещи и посерьезнее. Некоторый школьный материал, по их мнению, носит порнографический характер, националистические настроения и провоцирует на насилие. Что стоит один учебник ОБЖ для семиклассников, выпущенный издательством “Просвещение”. Автор пособия Иван Торопов рассказывает об эрогенных зонах человека. “Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение», – объясняет он.
– Ну, при чем тут эрогенные зоны и основы безопасности жизнедеятельности! – возмущается Долинин.
В другом учебнике по ОБЖ автор впадает в другую крайность. Он советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику “тычковые ударами ножками стола” или махать им вправо и влево, “расчищая путь к выходу”. И уж совсем не по-доброму звучит стишок из “Букваря” издательства “Просвещение”: “Шапка и шубка – вот и весь мишутка…” Бедные первоклашки могут решить, что шкуру бедного медведя разделали на мутоновую одежду.
Не понятно кому пригодятся советы из учебника по “Физической культуре ” для 10-11 классов (авторы – В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон. Издательство «Просвещение», 2001 г.). «Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой (или ватным тампоном)…», – говорится в книге.
В физике Касьянова за 10 класс (издательство “Дрофа” 2003 г.) . написано, что время – это мера скорости(???). а структура аморфных тел напоминает… макароны.
В учебнике немецкого языка “Контакты” за 10-11 класс под авторством Г.Ворониной и В. Карелиной ульяновские родители усмотрели еще один неуместный и неэтичный на их взгляд диалог. “Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу”, – гласит перевод текста.
– Это же преподносится нашим детям, как нормальное стечение обстоятельств, что ребенок в 14 летнем возрасте может уйти жить к какому-то там сирийцу или еще кому! – возмущается Долинин, – я уверен, что подобные учебники допускаются к издательству за деньги, за так называемый откат.
Мы считаем, что родители обязательно должны участвовать в создании учебного материала для своих детей. И требуем, чтобы нас допустили к их экспертизе. Будем призывать к этому всех родителей. А пока просим пап и мам помочь нам и поучаствовать в “народной экспертизе” учебников. Пусть ищут ошибки в школьных пособиях и шлют их в Министерство образования!
“Народная экспертиза” защитила священнослужителей
На призыв ульяновцев охотно откликнулись родители из многих городов. Некоторые даже стали выкладывать найденные ими неточности в Интернете.
– Лично меня, как астронома-любителя очень озадачивают наши учебники по астрономии,- призналась тульский педагог дополнительного образования Наталья Шатовская, – приведу ряд примеров.Учебник “Мы и окружающий мир” для 2 класса начальной школы авторов Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова (“Учебная литература”, Самара, 2003 год) с первых строчек убивает наповал. Параграф с гордым названием “Россия – родина космонавтики” начинается словами: “4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху – космическую” (стр.8). Вот так вот – взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957, обеспечили ей приоритет. А между тем это уже третье, “исправленное и дополненное” издание учебника.
Листаем дальше. Рисунок на странице 47 в этом же учебнике иллюстрирует путь Солнца летом и зимой. Такое впечатление, что художники (А.С.Мисюк, С.Г.Цедилов, Л.А.Яцик) текста учебника не читали. Абзацем выше как раз говорится о том, что в разные сезоны года Солнце восходит и заходит в различных точках, а не просто летом в полдень поднимается выше, чем зимой.
Последователи концепции развивающего обучения Л.В.Занкова так же продолжают усердно трудиться на ниве астрономического просвещения школьников. В 2003 году издательство “Дрофа” выпустило учебник “Естествознание” для 5 класса средней школы авторов В.И.Сивоглазова и С.В.Суматохина. Этот допущенный Министерством образования РФ учебник для общеобразовательных учреждений убивает наповал прежде, чем его откроют – обложкой. Дизайнеру обложки из соображений композиции потребовался глобус, наклонённый влево. Недолго думая, он “отзеркалил” имеющееся изображение, нимало не заботясь о том, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Редакторы учебника Е.Д.Богданова и Г.М.Пальдяева тоже никакого криминала в этом не усмотрели, и теперь этот глобус украшает 10000 тысяч обложек – именно таков тираж учебника.
Взять так же иллюстрацию к параграфу о звёздах со страницы 67:
На рисунке не отмечен Сириус – ярчайшая звезда не только в изображённом секторе, но и на всём нашем небе. Показаны слабые созвездия Кормы и Эридана, но не показан довольно заметный Заяц. Назвать созвездие Кита “Кингом” может только полный невежа. Но куда хуже, когда неспециалисты берутся за методическую часть. К примеру, в качестве развивающего упражнения учащимся предложено ответить на вопрос N2 (стр.87): Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звёзд на небе не меняется? – Помилуйте, господа авторы, прямые наблюдения доказывают как раз обратное! Такие вот “развивающие” задания…
А в Мордовии энтузиасты уже добились некоторых изменений в школьных учебниках. Правда, касающихся истории родного края. Немало усилий для этого приложили местные краеведы и историки.
“Это очень хорошо, что в Ульяновске нашлись такие инициативные родители, которым небезразлично образование наших детей и содержание школьных учебников. Мы тоже в свое время пытались исправить некоторые ошибки в учебных пособиях, – призналась учительница из Саранска – Галина Четайкина, – прежде всего это отношение к религии. Почему-то до сих пор в некоторых федеральных учебниках и пособиях присутствует отрицательный образ православного батюшки. Его рисуют то пузатым, то пьяным. Ну, этакого попа из сказки о “Попе и работнике его Балде”. Мы разработали положительный образ священнослужителей. Ведь сколько было на Руси умных, образованных, талантливых и благородных батюшек. Их деятельность мы постарались освятить в наших разделах о религии”.
По мнению мордовских педагогов у большинства историков по сей день имеется некоторый “зуд” показать мордву упрямым, воинственным народом. И немалую роль в этом сыграло пугачевское движение.
– Да, Емельян прошел через наши земли и его деятельность коснулась нашей истории, – говорит Четайкина, – Но я не думаю, что в российских учебниках об этом пишут объективно”.
Вот почему республиканское министерство образования “зарядило” местных краеведов, которые по крупицам собирают факты о “пугачевских” днях”. Всё для того, чтобы найти положительные и добрые моменты, которые позволили бы показать мордву – не воинами, а трудолюбивыми и целеустремленными людьми.
Как создать “безошибочный” учебник?
Добиться изменений в школьных учебниках намерены и ульяновские энтузиасты из “Родительского собрания”. Но, в ответ на их замечания относительно содержания книг, чиновники только руками разводят.
– Что делать, если Министерство образования не может организовать должную экспертизу пособий на корректность их содержания? – вздыхает сотрудница городского отдела образования Елена Моргун, – может быть, родители и правда должны принимать участие в корректировке школьных материалов?
Однако многие педагоги считают, что участие пап и мам в экспертизе учебных пособий – тоже не выход.
– Да, я согласна, что в современных учебниках много неточностей, однако допускать к их кооректировке всех подряд было бы неразумно, – считает директор средней ульяновской школы №15 Людмила Данилова, – ведь даже не любой педагог разберется в этом. Кроме того, помимо ляпов, существует много других существенных недостатков в учебных материалах. К примеру в учебнике рассказывается о том, что распался Советский Союз. А многие дети уже и не представляют что такое СССР. Учителям приходится самим объяснять, что некогда существовало такое государство, в которое входило 15 республик, в том числе Россия. Я думаю, что экспертиза должна проводиться среди опытных педагогов образовательных учреждений всей страны. Каждый должен внести свои предложения и замечания по поводу пособия. А потом уж все эти доводы может рассматривать главная экспертная комиссия в Министерстве образования.
Волна из-за ляпов в школьных учебниках и требовании ульяновских родителей допустить их к экспертизе распространилась на всю страну. Министр образования РФ Андрей Фурсенко признал, что ошибки содержат около 80% школьных книг. “Учебник становится действительно хорошим лишь после пятнадцати изданий”, – считает он. В пресс-службе Министерства образования РФ уверяют, что проверки и экспертизы учебников текущего года закончатся только в октябре-ноябре. Однако, это не значит, что в школьных библиотеках сплошь и рядом – книги с ошибками. В Министерстве образования утверждают, что школьные библиотеки должны были закупить “хорошие, безошибочные” пособия. Именно из тех 20% незабракованных экспертами. Не исключено, что в ближайшем будущем могут вернуться и некоторые старые учебники, которые выпускались еще в Советском Союзе и успели себя зарекомендовать. Об этом неоднократно упоминал тот же Фурсенко.
Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина уверен, что в будущем учебники будут содержать меньше ошибок, поскольку над их экспертизой работают специалисты Академии наук и Академии образования. Однако это “процесс достаточно сложный, недешевый и растянутый по времени”. В настоящее время, 113 учебников проходят досрочную переэкспертизу. По мнению Калины, через год-два столь жесткого контроля, качества школьных материалов станет очень высоким.
Директор департамента тоже считает, что без “народной экспертизы” не обойтись. А для этого стоит привлекать опытных учителей российских школ, и самих родителей, чтобы те отлавливали ошибки в учебниках и сообщали об этом в Министерство образования. После чего чиновники ткнут в эти ляпы членов экспертной комиссии. Ученые мужи неточности постепенно будут исправлять. Так и подкорректируем все со временем. Методом тыка.
В Минобразовании, кроме всего прочего, обеспокоены обилием контрафактной продукции. Это – еще одна из причин, по которой учебники с ошибками попадают на прилавки магазинов. Книги порой копируют целиком, а порой – кусками, которые потом компануются. Как результат – ошибки и ляпы. Однако, борьба с “пиратами” – удел правоохранительных органов, – считают в Министерстве образования РФ. “Наша задача провести экспертизу смыслового содержания учебников и устранить имеющиеся в нем ошибки, если таковые имеются”.
Неизвестно во что перерастет борьба «Родительского собрания» за «хорошие» учебники. А вот папа и мама старшеклассника одной из ульяновских школ руководствуются собственными методами «отбора» школьной программы, которую изучает их сын – Султан.
– Если моим родителям что-то не нравится, они мне разрешают не учить этот урок, – признается мальчик, – и за двойку меня потом ругать не будут. Отец говорит, что ему самому в детстве неприятно было “Кавказского пленника” изучать. Над ним одноклассники подсмеивались, когда вслух читали строчки типа: “Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину”. Он до сих пор уверен, что это произведение оскорбляет нашу татарскую нацию. И таких вещей до сих пор полно попадается.
Так что даже в старых, добрых и зарекомендовавших себя учебниках можно отыскать, если не ошибку, так предмет для спора. Или причину, чтобы не учить урок. А значит, существует вероятность, что борьба за «правильные» учебники никогда не закончится.
P.S.
Когда пришел Наполеон…
По данным Американской Федерации Учителей (American Federation of Teachers), в 2003 году лишь 11% учащихся восьмых классов (13-14 лет) показывали хорошие знания по истории США. В то время как в 2001 году учащихся, успевающих по этому предмету, было 17%. Один из экспертов, комментируя результаты исследования, посетовал, что большинство учеников не знает, какие страны были главными участниками сражений во Второй Мировой войне. Одной из причин такого уровня знаний по истории является низкое качество учебников. В числе их главных недостатков – значительное число фактических ошибок, обилие исторических мифов и искажение фактов в угоду политкорректности.
Издание школьных учебников в США оплачивается из государственного бюджета. Лишь небольшое число коммерческих изданий публикует учебники для американских школ. Каждое из них имеет свой собственный свод правил, регламентирующих форму подачи исторических данных, диктующих требования к фото- и графическим материалам. Для проверку точности изложенных фактов работает армия корректоров и рецензентов. Однако число фактических ошибок в учебниках по истории не снижается.
Супружеская пара Мэл и Норма Габлеры почти сорок лет назад объявила войну ошибкам в школьных учебниках и ведет ее по сей день. В 1992 году Габлеры воспрепятствовали продаже учебников по истории в штате Техас. Основанием для протестов против распространения учебников было то, что Габлеры насчитали 231 фактическую ошибку в шести учебниках по истории США. Среди ляпов, которые предлагались американским школьникам , например, были такие: “ “Спутник” – был первой советской межконтинентальной баллистической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой”. Как известно, “Спутник” был искусственным спутником Земли, не содержавшим никакого оружия. В одном из учебников сообщалось, что ”Наполеон выиграл битву при Ватерлоо”, в то время как Ватерлоо было его крупнейшим поражением. В числе ошибок также было сообщение о том, что первая атомная бомба была сброшена на Корею, а не на Японию. Издатели отозвали тиражи, напечатали исправленный учебник, при этом заплатив штраф в $1.5 млн. Общая стоимость учебников равнялась $20 млн. Однако, отозванный тираж не был уничтожен. Он был продан в других штатах.
Собкор «Известий» Наталья ПОЛАТ, e-mail: Natalya_polat@mail.ru