На днях одному из наших градообразующих предприятий – УАЗ – исполняется 65 лет. В далеком 1941 году руководство страны приняло решение эвакуировать столичный автозавод «ЗиС» в Ульяновск. Официальную поволжскую «прописку» предприятие получило 30 ноября.

Полгода УльЗиС (так раньше назывался УАЗ) выпускал боеприпасы, необходимые фронту. Первые автомобили ЗиС-5 сошли с конвейера завода в мае 1942. А еще через месяц машины стали главной продукцией предприятия. Каждый день собирали по 20 – 30 грузовиков.

С самого первого дня вместе с производственниками работали конструкторы. Первый ульяновский прототип, 3,5-тонный дизельный грузовичок, «родился» в 1944 году. Но в серию не пошел. Его место на конвейере заняла легендарная «полуторка». А вскоре к ней присоединился «козлик» ГАЗ-69.

В 1957 году появился первый автомобиль, полностью разработанный в Ульяновске, – «санитарка». Полноприводный микроавтобус «УАЗ-450А> с характерными скругленными формами и вагонной компоновкой стал настоящей сенсацией в мировом автомобилестроении. Конструкция и дизайн машины опередили время на десятилетия вперед. Модернизированная «санитарка» пользуется спросом до сих пор.

Потом появился грузовичок «додик» и армейский джип «УАЗ-469». Ульяновский завод стал одним из флагманов отечественного автомобилестроения, на который равнялись другие. Главными козырями «УАЗов» всегда были надежность и проходимость. На Кубе до сих пор хранится «УАЗ» Эрнесто Че Гевары. Машина ни разу не подвела генерала Че и даже сейчас находится на ходу.

В мирное время «УАЗам» постоянно устраивают проверку на прочность. Автокроссы, ралли по пустыням, форсирование рек…

В 1974 году ульяновский джип покорил высочайшую вершину Европы – Эльбрус. Машина покорила высоту в 4200 метров за 38 минут.

23 года спустя этот рекорд постарались повторить англичане. Но тщетно. Джип королевских вооруженных сил так и не смог спуститься с горы.

Но слава и спортивные успехи не спасли УАЗ от проблем. В 90-х годах автозавод, как и другие предприятия, столкнулся с трудностями. Госзаказ сократился до минимума. А рынок стал диктовать новые правила. Покупатели желали видеть не только надежный, но и комфортный автомобиль. Перед заводом встала сложная задача: вновь стать законодателем мод на российском рынке внедорожников. В начале XXI века начала реализовываться программа модернизации производства. Первым делом обновили литейный цех, затем покрасочный. Благодаря новым технологиям, кузова «УАЗиков» стали еще прочнее. Одновременно обновился и модельный ряд. «Хантеры» и «Патриоты» ничем не уступают иномаркам. Последний получит к концу года АБС, кондиционер, новый дизель и модернизированный салон.

Якис ПАРУСАЙТИС.