Еврейское летоисчисление ведёт своё начало от момента сотворения мира. Еврейский Новый год (на иврите – “Рош-а-Шана”, или голова года) празднуется в первый день месяца тишрей – первого осеннего месяца по лунно – солнечному календарю, в день сотворения человека. В нынешнем году начало нового, 5767 года приходится на 23-24 сентября (за пределами земли Израиля часть еврейских праздников отмечается два дня ).

Хотя еврейский Новый год связан с такой важнейшей датой в истории Вселенной, как день сотворения человека, Тора, священная книга иудеев, называет этот день днём поминовения, днём трубных звуков, днём Небесного суда над каждым человеком в отдельности и над всем человечеством.

В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Для большинства народов Земли Новый год – один из самых весёлых праздников, день весёлых развлечений и обильных застолий. Конечно, евреи тоже отдают этому дню дань уважения как рубежу между прошедшим и наступающим годом. Но в первую очередь для народа Израиля Рош – а – Шана является днём Небесного суда, когда на небесах решается, кому какая судьба уготована.

В этот день евреи просят прощения у всех, кого когда-либо обидели, анализируют свои поступки за прожитый год, слушают звук Шофара это особой выделки бараний рог), который должен напомнить о прошлом и будущем и призвать к покаянию. Принятое в этот день пожелание – поздравление звучит так: “Ле-шана това у-метука тикатев ва-техатем!”, что означает “На добрый и сладкий год да будешь ты записан, и запись эта пусть будет скреплена печатью!”.

На первый взгляд, еврейский Новый год – грустный праздник, связанный с покаянием, судом, приговором. Но это не так. В этот день евреи радуются, веселятся, поют праздничные песни, устраивают праздничные трапезы с традиционной халой (это особым образом сформованный пшеничный хлеб), фаршированной рыбой, лэкахом (это подобие медовой коврижки, только более пряной и пышной), цимесом

(блюдо из моркови, чернослива, изюма и кураги на меду с добавленим картофеля), различными фруктами. И, обмакивая ломтики яблока в мёд, они желают друг другу сладкого и доброго Нового года. Желают и себе, и всем людям.

Рош – а – Шана первенствует в череде еврейских осенних праздников.

В следующих номерах “Димитровград – панорамы” мы расскажем о Йом кипур (День искупления, которому предшествуют десять дней покаяния сразу после Рош-а-Шана), Суккот (или праздник кущей, праздник урожая), Шмини ацерет и Симхат Тора (или радость Торы).

А пока – ещё раз “ле-шана това у-метука!”

Г.Либерман