В жизни каждого человека есть такие этапы, когда можно удачно исправить ошибки предыдущего опыта или… окончательно все загубить. Один из таких моментов – начало учебы, первый класс.
Как родителям и учителям не отбить у детей охоты к учебе, как дать им стимул для дальнейшего успешного продвижения в жизни(
Об этом мы беседуем с психологом Любовью Пономаревой
Рождение в социум
– Есть аналогия между первым годом жизни ребенка и его походом в первый класс. Оба периода важны и для закладки фундамента здоровья, и для успешности в жизни. От того, как ведут себя окружающие (мама с папой, акушеры в роддоме) в первые часы, месяцы и год жизни во многом зависит физическое и психическое здоровье и характер ребенка. Ребенок запечатлевает окружающий мир и получает ощущение: желанен ли он в этом мире. А от того, каковы обстоятельства начала учебы, зависит его «рождение в социум».
Воля, ответственность, совесть – все или формируется к семи годам или может не сформироваться вовсе. От обстоятельств начала учебы зависит также – сохранит ли ребенок высокую самооценку или у него появятся и закрепятся различные комплексы неполноценности.
Особенно важны в этом плане первые полтора месяца учебы. В этот период ребенок усваивает: безопасен ли для него мир школы, будет ли он в классе желанен и востребован. А от сложившейся в маленькой головке картины, в свою очередь, зависит, вольется ли ребенок в коллектив или замкнется в себе, станет ли учеба радостной или у него сформируется некий синдром Митрофанушки «Не хочу учиться…».
– Если сказать в двух словах, то для будущего здоровья и успеха важно, чтобы первоклассник полюбил свою новую роль – роль школьника?
– Да, и, кстати, если в семье к этому времени не удалось воспитать в ребенке уверенность в себе, самостоятельность, умение доверять людям, уважать старших – то начало учебы дает еще один шанс на воспитание этих необходимых для взрослой жизни качества.
Две феи в жизни ребенка
– Что в школьной жизни первоклассника наиболее значимо?
– Отношение к первой учительнице. Первая учительница должна быть такой, чтобы ребенок мог на нее равняться.
– А мама?
– И мама, обязательно. В жизни ребенка две «феи» – мама и первая учительница. От их совместных усилий во многом зависит, станет ли ребенок успешным или отстающим, лидером или аутсайдером. И если мама рождает ребенка в мир, в семью, то в семь лет он «рождается» в социум. Ребенок старается взять все лучшее у мамы, и у первой учительницы. Хорошо если их положительные черты характера дополняют друг друга.
– Любовь Михайловна, но сентябрь заканчивается, у первоклассников уже есть учителя. Что делать, если ожидания родителей в этом плане не оправдались или в коллективе ребенка приняли плохо?
– Это серьезный вопрос. В хороших школах мудрые руководители не препятствуют тому, чтобы ребенка перевели в другой класс. Действительно, он может прийтись «к месту» в одном классе, и не ужиться в другом, чаще всего из-за слишком высокой или, наоборот, низкой степени подготовленности. Первая четверть, по сути, и есть время «примерок» и притирок. Бывает, что уже в первые недели ребенок становится клоуном в классе, и такое амплуа может закрепиться за ним. Однако получив горький опыт, в другом классе он получит шанс начать все сначала и серьезно.
Четыре шага к команде
– Как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?
– И дома, и в школе надо дать ему возможность почувствовать себя членом команды (семьи, класса). Идеально, если у обеих «команд» общие цели: усвоить программу, сохранить при этом здоровье, помочь каждому выявить способности. Хороший коллектив поможет сформировать те качества или черты характера, которые сложно приобрести в семье. В хорошем коллективе личность не подавляется, а поощряться к развитию и успеху. Одна из проблемных ситуаций это когда ребенок был в семье кумиром, а в классе признания не получил, не нашел своего места в команде. Это может обернуться психической травмой.
– Что же делать родителям и учителям?
– Чтобы грамотно исправить ситуацию, нужно учитывать специфику каждого из четырех этапов командообразования, которые проходит любой коллектив (семья, организация, класс).
Сомнения ребенка в собственных возможностях, недоверие к людям – все это еще можно «переплавить» в положительные качества, и тогда маленький человечек пойдет по хорошему жизненному сценарию, станет трудолюбивым и социально успешным.
Итак, первый этап – этап ориентации. Первоклассники в первые недели учебы полны энтузиазма и находятся на пике некоей эйфории. Посмотрите, с каким эмоциональным подъемом, с какими надеждами они идут в первый класс.
– Куда же потом девается этот энтузиазм?
– Улетучивается при неправильной организации учебного процесса. Для того чтобы избежать серьезных ошибок надо знать, что во время первого этапа надо давать много знаний о правилах школьной жизни, четкие указания и… чрезмерно не опекать. Эмоциональная поддержка в эти дни нужна в минимальных дозах.
– Что это значит?
– Не стоит делать за сына или дочь уроки. Ваша цель – давать четкие указания, контролировать их выполнение, объяснять, как, к примеру, в школе относятся, к ябедам, грязнулям, выскочкам. Что будет если не выполнять задания.
Кстати, по телевидению идет хороший фильм «Кадетсво», герои которого проходят тот же этап формирования коллектива, усваивая, что можно, а чего нельзя. В среднем этот этап длится две-три недели.
Второй этап иногда называют временем регулировки, и приходится он на конец сентября – начало октября. Дети обычно уже получили нужную информацию о школьной жизни, но еще не усвоили учебные навыки. Для них настает время разочарования. Проходит энтузиазм, ребенок сталкивается с первыми трудностями, понимает, что знания не всегда даются легко, без усилий.
Не один дома
– Как поддержать ребенка в этот момент?
– Больше наставлять ребенка, окончательно отрегулировать режим и настойчиво следить за его выполнением.
Вообще режим необходим с первого дня учебы, еще лучше – за пару месяцев до перового сентября. Объясните детям, что осилить новую нагрузку и новую роль – школьника – возможно лишь придерживаясь новых правил. В первую четверть, да и в первый год учебы очень нежелательно, чтобы ребенок после школы оставался дома один. Взрослые (бабушка, дедушка или учителя группы продленного дня) должны помочь ориентироваться в новых условиях.
– Вы сказали, что дети еще не усвоили навыки, как же они этого достигнут?
– С помощью взрослых. Теперь детям нужны не только информация и команды, но и эмоциональная поддержка. Допустим, ребенок не может вовремя переодеться к уроку физкультуры и постоянно опаздывает, или не успевает поесть в столовой. Необходимо приободрять ребенка, вселять уверенность, говоря: «У тебя все получится» «Видишь, ты постарался и все успел». Потренируйте ребенка дома отрабатывать те или иные навыки: собирать портфель, одеваться, делать задание. Если он медленно пишет, долго делает домашние задания, посидите с ним рядом, поставив часы или таймер, заметьте, сколько времени уходит на то или иное действие, если… не отвлекаться.
Однажды, когда мой сын учился в первом классе, я обнаружила, что три строчки домашнего задания он написал… за три часа. После того как мы вместе проверили, сколько надо на это времени, ему удалось сделать то же самое за 15 минут. Объясните, что, когда ребенок выполнит какой-то этап работы, вы можете вместе отдохнуть, попить чаю или выполнить пару физических упражнений. А вот телевизор во время приготовления уроков смотреть не стоит.
– А в перерыве?
– Лучше после выполнения уроков. Телевизор затягивает, и, дети, смотря передачи, забывают об уроках. Правильный подход поможет выработать волю, характер. Но не стоит впадать в крайности – муштровать, наказывать, кричать. Лучше хвалить, поощрять за достижения, а не ругать за промахи. Воодушевляет детей планирование совместной деятельности с родителями. Они с большей охотой выполнят задание, зная, что после этого их ожидает прогулка с мамой или папой, или поход в кино. Можно привлекать их и к работе по дому, например, научить накрывать вместе с мамой на стол, протирать ложки к обеду…
«Не убий»… охоту к учебе
Третий этап – этап интеграции, объединения, сотрудничества. Дети еще неуверенные и неумелые. Вот сейчас им нужна эмоциональная поддержка. Если вы говорите ребенку: «Ты сможешь», «Я в тебя верю», «Ты молодец», «Мы – команда», «Мы вместе», вы помогаете ему обрести уверенность и высокий моральный дух.
Кстати, уча ребенка отстаивать интересы и честь команды, но ни в коем случае ни учитель, ни родители не должны унижать его, противопоставлять коллективу.
– Если ребенка отвергли?
– Надо найти причину. Тут нужно сотрудничать – родителям, учительнице и психологу. Причина поведения, вызвавшего такую реакцию одноклассников, может быть в семейных проблемах, в нездоровье ребенка. Случается, что учитель поощряет высмеивание ребенка или ругает его при других. Это недопустимо, поскольку подрывает уверенность ребенка в себе и его авторитет в классе. Так появляются дети-клоуны и дети-изгои. Сделайте замечание наедине, а похвалите при всех. Не правильно, когда из-за одного провинившегося лишают чего-то весь класс. В этом случае «виноватому» будут мстить, поколотят, сделают козлом отпущения.
Помните, мы сказали, что сейчас лучше давать больше поддержки? Лучше спросите: «Чем тебе помочь? Может быть, ты растерялся?», скажите: «Я знаю, что ты стараешься, но пока не получается». Обязанность учителей и родителей заметить даже маленькую победу ребенка, особенно отстающего.
Если учитель заметил элементы дедовщины в классе, то должен вмешаться. Иначе в классе будет нездоровая атмосфера, может появиться антилидер, который будет оказывать разрушающее действие на коллектив.
И никогда не говорите ребенку, что он не талантливый или глупый. Ответной реакцией может стать нелюбовь и недоверие к вам. Учительницу, сказавшую такое, ребенок вычеркнет из разряда уважаемых людей, от родителей замкнется.
Чтобы работа в классе была в радость, надо ее построить так, чтобы ученики не боялись вызова к доске и не натыкались на вездесущий карающий перст учительницы. Пусть дети усвоят, что ошибаться не страшно, главное потом ликвидировать пробел, наверстать упущенное. И сравнивать ребенка надо не с другим, а с ним «вчерашним»:
«Смотри, в прошлый раз ты этого не мог, а сегодня научился». Дайте ему почувствовать вкус, пусть маленькой, но победы.
Меняем минус на плюс
– Как быть, если в классе появился «антилидер»?
– Как правило, «антилидер» жаждет признания, и уважаем той или иной группой учеников, может за собой повести. Только ведет он не к цели команды, а к своей собственной – сорвать урок, кого-то высмеять или наказать. Иногда можно подчеркнуть его авторитетность, но усилия его направить в нужное русло. Дайте ему возможность завоевать признание, но на новом, созидающем поприще. Например, можно поручить ответственный участок работы: потренировать одноклассников в спортивных играх.
Если в классе начинают против кого-то «дружить», значит, не хватает позитивных задач. Поручите классу подготовку к общему делу – празднику, дню рождения всех, кто родился в этом месяце…
– Что в третий период «образования команды» требуется от родителей?
– В первый-второй месяц учебы сформировать родительский комитет. И очень хорошо чтобы в этот комитет входили и папы. Мужского влияния детям обычно не достает. Кроме того, все-таки учителя детей учат, а воспитательная функция больше должна лежать на родителях. Если папа хулиганистого мальчика, к примеру, починит вместе с ребятами классные столы, то его сын вряд ли станет их ломать.
И именно на третьем этапе вырабатывать привычки: садиться сразу за уроки, убирать за собой, дежурить по классу. Можно рассказать о своем детстве, как вы с этим справились, как вы когда-то пропустили уроки, и что из этого получилось.
Кстати, все эти этапы характерны для образования любой команды – первого класса, четвертого (смена учителей), десятого, когда класс частично переформировывается, первого курса вуза.
Если три этапа командообразования прошли нормально, наступает последний этап – продуктивный. Теперь руководителям лучше немного отойти в сторонку и только визировать: это хорошо, это надо исправить. Приходит время поручить часть своих функций детям. Кому-то поручается проверить, все ли сделали домашнее задание, принесли физкультурную форму. Первоклассников нельзя и дальше опекать как дошкольников. Только так они смогут почувствовать себя более самостоятельными и взрослыми.
– А если они еще чего-то не могут?
– Среди первоклассников немного тех, у кого все получается сразу, без проб и ошибок. Значит надо обучить, потренировать. Но не поддавайтесь соблазну полностью выполнять за ребенка те или иные задания. Дайте ему возможность самому пройти путь, иначе вы будете за него учиться все годы. И что особенно важно: опыт показывает, что невозможно миновать какой-то этап командообразования. Нельзя, к примеру, сразу после накопления информации ребенком, отойти в сторону, не оказывать поддержки, и только руководить и визировать. Всегда будьте доступны, не говорите: «У меня нет времени». И всегда будьте внимательны, замечайте проблемы и помогайте добиться успеха.
Нонна АЛИЕВА