С нынешнего года на территории Ульяновска присоединилось больше десятка крупных населенных пунктов пригородной зоны, а вместе с ними десятки километров инженерных коммуникаций, около 400 жилых домов. Все это огромное хозяйство, согласно 131 Федеральному закону о местном самоуправлении, областной центр был вынужден взять на свой баланс. Причем без всякой денежной компенсации…
Только для того, чтобы сезон холодов теперь уже бывшая пригородная зона пережила без всяких ЧП, город будет вынужден потратить из своей казны 74 миллиона рублей (капитальный ремонт, по подсчетам специалистов, обойдется бюджету в 461 миллион). Таких расходов можно было бы избежать, если прежние балансодержатели жилья, инженерных коммуникаций передали их муниципалитету в нормальном состоянии.
Но этого, увы, не произошло. И этот случай далеко не единственный. Аналогичные ситуации, когда жилье вместе с инженерными сетями без всяких компенсаций и ремонтов переходили на баланс областного центра, бывали и раньше. Иски в арбитражном суде рассматривались не в пользу муниципалитета города. Почему? За разъяснением мы обратились к помощнику председателя Арбитражного суда Ульяновской области Сергею Петровичу Рогожину.
– Все это происходит в соответствии с законом, – сказал он. – При вынесении решений суд опирается на Арбитражный процессуальный кодекс, Конституцию РФ и Федеральный закон о несостоятельности и банкротстве. При рассмотрении вопроса о пригородной зоне суд располагал справкой о нынешнем плачевном состоянии социальных объектов, что произошло, конечно, не от хорошей жизни. Суд не может знать заранее, какие затраты понесут та или иная сторона. Известно, что у мэрии нет лишних финансовых средств. Но если объекты имеют социальную значимость, то решение суда однозначно будет в пользу жителей… Однако здесь нельзя говорить об односторонней обязанности мэрии. Если закон обязывает балансодержателя передать дома, инженерные системы в надлежащем состоянии, то он обязан это сделать. Тем не менее, в реальности зачастую все происходит совершенно по-другому, так как бывшие балансодержатели – практически банкроты и денег на ремонт объектов у них нет. Можно, конечно, начать ломать копья. Но, в первую очередь, пострадают люди, которые в этих домах проживают. Поэтому исполнительные органы могут создать согласительную комиссию и вместе решить проблему. Суд уже не может взять и указать, что этот дом ремонтируют одни, а этот другие. Если мы начнем и этим еще заниматься, то затянем рассмотрение других дел, так как не будем укладываться в установленные законом сроки.
Если закон требует передать социальные объекты мэрии, то необходимо соблюдать закон. Что же касается финансовой стороны дела, то муниципалитеты должны решать эти вопросы между собой. Но если со стороны мэрии поступят исковые заявления о необходимости передачи социальной сферы в надлежащем состоянии, то мы будем их рассматривать в соответствии с законом.
P.S. К сожалению, в настоящее время федеральное законодательство не предусматривает какой-либо компенсации муниципалитетам при передаче на их баланс социальных объектов. Данные вопросы решаются только через Министерство финансов РФ, куда мэрия Ульяновска и направит соответствующие документы.
Подготовила Наталья Жидких