Осенью 1997 года весь мир рукоплескал российским автомобилистам, которые на английском вездеходе «Лендровер» с помощью лебедой добрались до вершины Эльбруса. Участники автоэкспедиции под брызги шампанского поспешили занести свое достижение в Книгу рекордов Гиннесса. Однако они явно поспешили:
первыми в этих местах прошли знаменитые ульяновские «уазики».
В августе 1974 года на Кавказе проводились испытания на скороподъемность, выносливость и способность работать на больших высотах трех внедорожников «УАЗ-469». Все они с честью выдержали суровые экзамены. Перепад высот в 2000 метров без противобуксировочных цепей и лебедок ульяновские «уазики» преодолели за 38 минут и достигли высоты в 4000 метров.
Автомобили были обычными -серийными, и всю дорогу от Ульяновска до Кавказа прошли своим ходом. О рекордах тогда никто не думал – была будничная работа. Конечной точкой маршрута выбрали Грозный, а Эльбрус лежал всего в сотне километров от трассы на столицу Чеченской республики. Как говорится, рукой подать. Потому-то ульяновцы и решили махнуть в горы.
В поселке Терскол – последнем населенном пункте перед Эльбрусом – разбили базовый лагерь. Восхождение запланировали на утро, а вечер посвятили подготовке машин и отдыху: проверили давление в шинах, уровень масла в двигателях… Но отдыха не получилось. В ночь перед официальным восхождением к водителям «УАЗов» обратились спасатели: «На горе в трещину попали люди. До утра без помощи они могут замерзнуть. Необходимо очень срочно доставить наверх спасательное оборудование». Ульяновские испытатели откликнулись на просьбу спасателей.
– Теплый предгорный воздух постепенно сменился на пронзительный колючий ветер, -вспоминал легендарное восхождение один из его участников Владимир Харужа, – температура упала ниже нуля. Тучи закрыли солнце, стало не по себе. Смотреть по сторонам страшно! Слева – отвесный обрыв глубиной более километра, справа, как стена, встали скалы. Проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки. Взгляд только вперед, правая нога давит на газ! Главное – не испугаться и не нажать на тормоз! Это равноценно смерти. В этом случае колеса потеряют сцепление с дорогой – велик шанс рухнуть в пропасть. Испытание не для слабонервных! Машинам не легче: разреженный воздух отнимает у двигателей 20-30 процентов мощности, шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расступились, – и перед нами встает обледенелое заснеженное плато. Высота 4000 метров. Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью очень быстро смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов. Все люди были спасены.
Ульяновские испытатели спустились с горного плато уже в сумерках. А наутро, для зачета, повторили пройденное! И даже поднялись чуть выше – на 4200 метров над уровнем моря. Это было большое достижение – до такой высоты на Эльбрус на автомобилях в то время не забирался никто!
Александр Лайков