Сегодня Евро2, завтра пикап на базе «Патриота»

Завтра Россия празднует День машиностроителя. Входящее в эту отрасль ведущее предприятие нашего города – Ульяновский автомобильный завод – вместе с профессиональным праздником отмечает еще одно событие свой 65-летний юбилей.

УАЗ рождался в огненные военные годы, первые автомобили выпустил в 1942-м, когда было особенно тяжело. Может быть, потому ему на роду написано преодолевать препятствия, сражаться с обстоятельствами.

Сначала во время Великой Отечественной, когда завод вместе со всей страной ковал победу.

Потом в советские годы, когда предприятие сумело совершить яркий прорыв и выйти с надежными, неприхотливыми внедорожниками собственной конструкции на мировой уровень. Теперь при законах рынка, когда конкуренция в автомобилестроении обострена до предела.

Нынешний год УАЗ начал под знаком жесткого сокращения издержек. Но коллектив предприятия не опустил рук.

Продолжается выполнение производственной программы. Реализуются инвестпроекты, запускаются новые, с прицелом на будущее, на повышение эффективности производства. Вот и сегодня, накануне праздника, на заводе открывается участок диагностики автомобилей на главном конвейере. Об этом и многом другом мы беседовали с исполнительным директором ОАО «УАЗ» Сергеем ЮРАСОВЫМ.

– Сергей Павлович, давайте начнем с традиционного для таких интервью вопроса. С какими результатами УАЗ подходит к 65-летию и профессиональному празднику?

– Итоги можно подвести за первое полугодие. Оно было очень напряженным, но заводу все-таки удалось к середине года выйти на параметры производственного задания и собрать более 35 тысяч автомобилей. Мы даже несколько превзошли план по производству грузовиков и «вагонников», что нам помогло.

Порой работали в выходные, чтобы удовлетворить все заявки на этот модельный ряд.

В первом полугодии значительно увеличились налоговые отчисления УАЗа: думаю, это порадует всех жителей области.

Только в местные бюджеты мы заплатили налогов в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя зарплата на заводе составляет сегодня 8600 рублей – почти на 20 процентов выше прошлогодней. УАЗ живет и продолжает движение.

– Какие события этого юбилейного года Вы считаете особенно значимыми для предприятия?

– Самым серьезным испытанием стала, пожалуй, подготовка и переход на выпуск автомобилей с экологическими стандартами Евро-2, принятыми правительством РФ. УАЗу предстояло модернизировать весь грузовой модельный ряд, чтобы с июля наши объемы производства не обрушились. На переоснащение было затрачено более 140 миллионов рублей. И сегодня все «уазики» соответствуют нормам Евро-2. Это итог упорного труда всего нашего коллектива. Помогли нам и коллеги по отрасли с Ульяновского моторного завода: сейчас устанавливаем на «вагонники» их инжекторные двигатели, что позволяет сохранить эту линейку машин в производстве.

В 2006 году, как известно, на автозаводе налажено сборочное производство японских грузовиков «Isuzu». Это очень важный шаг для нас. Пока собираем в Ульяновске пятитонники. До сего дня не было никаких сбоев в этом проекте. Отмечу очень высокое качество машкомплектов, поступающих из Японии. Разговаривал тут на участке сборки с одним из наших рабочих, так он сказал, что просто удовольствие получает, собирая японскую технику. До конца года мы планируем сделать 504 автомобиля «Isuzu», и на все уже есть заявки от покупателей, все машины расписаны. Сразу из цеха отгружаются клиентам. А сегодняшняя цена собранного на УАЗе японского шасси составляет 868 тысяч рублей.

Завершается программа подготовки производства обновленной модели «УАЗ Патриот» для 2007 года. Чуть больше, чем через месяц, обновленный «Патриот» будет официально презентован, запустим его в работу. Новая комплектация этого внедорожника предусматривает дизельный двигатель, кондиционер, новый гидроусилитель руля и ряд других изменений.

На всех производственных участках автозавода внедряется так называемая производственная система УАЗа, основанная на принципах работы японского автопрома, но с учетом российских особенностей и собственного опыта. Это дает серьезные результаты по повышению эффективности.

А еще одно важное событие буквально на носу: 23 сентября на главном конвейере будет пущен в эксплуатацию участок обработки и диагностики автомобилей. Он оснащен немецкими тормозным стендом и стендом развала-схождения, камерой дождевания для проверки автомобиля на герметичность. Все это позволит машинам сходить с конвейера в строгом соответствии с нормами качества.

– Тема сокращения персонала сопровождает автозавод весь нынешний год, поэтому не уйти от нее и в праздник…

– Для нас это очень больной вопрос. Сокращать людей приходится под диктовку рыночной экономики. Надо понимать: либо мы повышаем эффективность, либо просто закрываем весь завод – третьего не дано.

Одно могу сказать точно: в 2007 году сокращений персонала не будет – производственная программа уже четко просматривается, она намечается даже несколько выше, чем в 2006 году.

По 2008 году есть вопросы, которые станем решать, прорабатывая перспективы. К тому времени рассчитываем, например, увеличить производство «Патриотов» с выходом на европейский рынок. «Патриот» в принципе многим нравится, но для зарубежного покупателя нужны дизель, кондиционер. И сейчас мы, запуская модифицированную модель, параллельно активно готовимся к «Патриоту» 2008 года с дизельным двигателем под требования Евро-4, к которым продвигается все дальнее зарубежье. Да и Россия тоже.

Поэтому пугаться или плакаться нет смысла – нужно работать.

– В чем Вы сегодня видите перспективы развития УАЗа?

– Кроме обновленного «Патриота», о котором я говорил, значительный потенциал заложен в развитии сотрудничества с компанией «Isuzu».

Японцы предварительно познакомились со всеми нашими начинаниями, их ничего не испугало, а динамика развития УАЗа очень устроила. Да, автозавод в Ульяновске не новый, но мы показали, что в состоянии собирать хорошие автомобили. Меня радует, что наши японские партнеры готовы идти на УАЗ с широким модельным рядом своей продукции. Осенью основные переговоры, надеюсь, завершатся, и к концу года должно определиться, какие еще автомобили «Isuzu» будем собирать в Ульяновске.

Рассматриваем проект увеличения объемов на дополнительных площадях автозавода.

Еще одним перспективным направлением может стать производство на УАЗе современного, комфортабельного пикапавнедорожника на базе «Патриота». Его образец выставлялся недавно на Московском международном автосалоне и получил хорошие отзывы посетителей.

Есть смысл браться за выпуск.

Эта ниша очень широкая, позволит занять немало рабочих рук. В течение ближайшего месяца, надеюсь, решим вопросы с финансированием этого проекта. За год проведем подготовку производства, и к концу 2007 года можно будет поставить пикап на поток.

– Сергей Павлович, в завершение разговора хочу от имени «СК» поздравить с двойным праздником Вас и весь славный коллектив автозаводцев!..

– Спасибо. Сегодня на УАЗе действительно собраны высококвалифицированные кадры, преданные родному предприятию. Это благодаря им завод в трудные времена в условиях рынка преодолевает препятствия, не сдается, преображается, внедряет новое. Не случайно в честь юбилея и Дня машиностроителя многие уазовцы получили поощрения. 39 человек награждены почетными грамотами Министерства промышленности, науки и технологий, 30 – почетными грамотами губернатора Ульяновской области, 31 – почетными грамотами мэрии Ульяновска, 31 – грамотами Гордумы. За высокие результаты в разработке и применении новых методов и средств производства пять подразделений завода удостоены звания лауреатов премии Трудовой Славы. В начале недели состоялось открытие Доски почета ОАО «УАЗ». На галерею передовиков производства помещены фотографии ста лучших работников.

В канун праздника благодарю всех заводчан, и особенно ветеранов. Хочется, чтобы люди зарабатывали больше, трудились в лучших условиях. Для этого надо верить в будущее, отдавать УАЗу все свое умение, вкладывать в дело душу.

Владимир САМАРИН.

“Симбирский курьер” от 23.09.2006 г.