Кто главнее в Ульяновске: Сергей Николаевич Ермаков или Ермаков Сергей Николаевич?
«Первая ваша жизнь всем известна. С десяти до четырех вы за советскую власть. Но вот о вашей второй жизни, от четырех до десяти, знаю я один».
Эти слова сказал герой знаменитого романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», холодный философ и свободный художник по имени Остап Бендер, предлагая некоему финансисту, гражданину Корейко, выкупить папку со сведениями о его финансовых махинациях – «подземной коммерции».
Сейчас людей с двойной жизнью гораздо больше, «подземной коммерцией» они занимаются наперегонки, и все население видит, чем они занимаются, но никакое частное лицо не пытается прийти к другому и сказать прямо: я не открою про тебя правду, а ты дай миллиончик, у тебя их много, этих миллиончиков. Такая «правда» просачивается на страницах СМИ, и сейчас даже не удивляет. Это вам не ранние годы советской власти, когда некоторых граждан, как говорилось, не мог найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом.
Но это все общие рассуждения на тему. Главное – в странной раздвоенности личности некоторых людей власти. Вот, к примеру, Сергей Николаевич Ермаков, градоначальник Ульяновска.
Есть два вида Сергея Николаевича Ермакова: один вид – парадный, другой – основной, в слухах, зеркале СМИ и рассказах бывших сподвижников.
Сергей Николаевич Ермаков – №1: вид парадный
Про этот вид известно все. Симпатичный крепкий мужчина преклонных лет, улыбчивый, белозубый, с мягкой манерой речи. Спит всего несколько часов, встает в четыре утра, пробегает три километра, в пять садится в служебную машину, объезжает город, в шесть – уже на рабочем месте. В это время ему можно позвонить на работу, если есть номер прямого телефона, пожаловаться на условия жизни. Сергей Николаевич просьбу выслушает и ответ даст. Звонок ваш может и не зарегистрировать как жалобу, по крайней мере, прежде не регистрировал, и до сих пор не понимает, зачем это делать, но все-таки как-то ответит.
Потом опять может поехать по городу: окинет хозяйским взглядом, как и где убираются, куда мусора накидали, как дороги, не улучшились ли за ночь, где какие трубы меняют и на что меняют, не поменяли ли на «секонд-хэнд», чинят ли крыши…
Вернется на службу, проведет заседания и совещания с подчиненными, поставит задачи и выслушает доклады с обыкновенной ссылкой на то, что денег нет и неизвестно, когда будут.
До позднего вечера Сергей Николаевич вертится, как белка в колесе, решает самые разные вопросы городской жизни. Домой возвращается поздно, как говорит жена, с которой Сергей Николаевич прожил сорок лет, около десяти вечера. Поужинает, что-нибудь на сон грядущий почитает-посмотрит, да и на боковую.
С четырех утра – все заново.
Весь город давно извещен, что Сергей Николаевич живет в одной и той же двухкомнатной квартире 20 лет. Некоторые богатые люди считают это доблестью и глупостью одновременно, а также признаком честности, доходящей до излишней простоты: с 1986 года – года назначения в Ульяновск – Ермаков занимал очень солидные должности, имел неплохие доходы, и еще более неплохие возможности, а гляди-ка – по-прежнему прост и неприхотлив. Куда только девал те неплохие доходы?
Да сыну, верно, помогал. Сыну, который живет в Самаре, и еще внучке и внуку. Ничего, поди, для них не жалел.
Этот вид Сергея Николаевича часто бывает на всяких презентациях, открытиях и юбилеях. Обязательно выступит, поздравит, теплых и ласковых слов не пожалеет. Такого рода публичная деятельность – непременный атрибут должностных обязанностей главы муниципального образования «город Ульяновск», и он, этот публичный атрибут, судя по всему, Сергею Николаевичу по душе. Собственно, любому нормальному человеку праздник не может быть не по душе. Парадному виду Сергея Николаевича, видимо, все торжественное по душе, все высокое и прекрасное, все значительное и славное.
Наверное, бальзамом на душу парадного вида пролились слова из Интернет-энциклопедии «Лучшие люди России», поставившие фамилию Ермакова в один ряд с самыми славными именами Симбирска-Ульяновска: «С городом связаны судьбы писателей И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича, поэтов Н.М. Языкова, Д.В. Давыдова, историографа Н.М. Карамзина и других выдающихся людей. На весь мир Ульяновск известен как малая родина В.И. Ленина. Трепетное отношение к историко-культурному наследию города отличает политику главы МО «Город Ульяновск» Сергея Николаевича Ермакова…
…5 декабря 2004-го он одержал уверенную победу на выборах главы МО «Город Ульяновск»…
Сегодня в Ульяновске увеличены темпы строительства жилья и объектов социального назначения, решаются вопросы озеленения и благоустройства городских улиц, парков и скверов, реставрации зданий. Только за 2005 год по инициативе главы города было установлено 15 памятников. С.Н. Ермаков привлекает инвестиции в развитие территории города и стремится к повышению уровня благосостояния населения.
У главы города напряжённый график работы. Сергей Николаевич оптимист, его кредо — «жить и работать, никогда не сидеть без дела». С.Н. Ермаков мечтает превратить Ульяновск в развитый туристический центр, город международного значения, комфортный для проживания ульяновцев и привлекательный для гостей из всех регионов России и иностранных государств».
Вот такой он славный и достойный – парадный вид Сергея Николаевича Ермакова.
Ермаков Сергей Николаевич – №2: вид непарадный
Город полон пересудов и слухов. Чуть не на всех перекрестках склоняют имя мэра. Одни говорят о неумеренной сексуальной озабоченности почти 70-летнего мужчины, о женитьбе на 30-летней молодухе по имени Татьяна. Непременно вспоминаются истории с какой-то секретаршей, водимой десять лет назад в театры, и давняя судимость Сергея Николаевича, и даже судебные тяжбы с матерью на предмет алиментов.
Да-а-а, совсем не все так просто и однозначно бывает в жизни человека. Надо же, даже с собственной матерью судился, сам-то свои деньги давать жалел. А ведь, как говорилось, неплохие доходы всегда имел, и еще более неплохие возможности. Куда ж они девались-то? Ну, если даже каждый месяц по целой 10-е на алименты матери удерживали, еще в советские времена, то себе-то совсем немало оставалось. Особенно с 1990-го года, когда впервые стал предгорисполкома, по-нынешнему мэром, Ульяновска. Неужто и в самом деле всё – в Самару, да в Самару? С тех пор там можно было, верно, целую улицу купить.
Вот такие пересуды.
Другие предпочитают обращать внимание на «теневые» стороны политической деятельности Ермакова. Много лет Сергей Николаевич не только был мэром, он еще больше лет непременно баллотировался в мэры. Ни одних выборов не пропустил – обязательно выставлял свою кандидатуру. И всякий раз, будучи мэром, или только намереваясь им стать, Сергей Николаевич обязательно записывался в ту партию, которая более других поспособствовала бы занятию должности градоначальника. Партию, как правило, именовали «партией власти». Сначала КПСС, затем – «Наш дом – Россия», для попадания в Законодательное собрание области – «Блок «Народ за Фролыча», для последних выборов мэра – «Единая Россия». Насчет партийных принадлежностей Сергей Николаевич никогда особенно не стеснялся, он их, партийные принадлежности и возможности, просто использовал в собственных интересах. А интересы были всегда одними и теми же – должность главы города Ульяновска. Поразительное упорство и беспримерная последовательность!
Да что ж там, в этом кресле, медом намазано, что ли? У города – сплошные многолетние проблемы, а туда, в эту мэрию, лезут и лезут. И чем больше обещают сделать, тем меньше делают. Город насмотрелся на бурную «борьбу за городскую независимость» Марусина, Романенко, братьев Шкановых, Казарова, Ковеленова… Разруха и бардак – вот что они оставляли. Но сами жили и живут много лучше рядовых горожан.
На фоне тех «достижений» деятельность Ермакова сегодня кажется «лучом света в темном царстве». Хоть какой-то элементарный порядок навели, прибрались мало-мало, какой-никакой ремонт стали делать. И за это уже спасибо. Пусть хоть с пинков областной власти, или пинков федералов, или еще с чьих пинков.
А вы, осаживают восторженных поклонников чистоты практичные люди, протрите глаза-то! За внешней аккуратностью – все те же городские проблемы и еще более наглое растаскивание городской собственности и имущества, чем даже при предшественниках. Здесь все только усугубилось. И благодаря именно Ермакову.
Как написал один премудрый соратник градоначальника, активный участник его выборного штаба и недавнее должностное лицо: «…после выборов штабисты естественным образом потянулись в мэрию. Говорить о миллионах не приходилось. Новоиспеченный глава муниципального образования (он любит себя называть скромно мэром) о долгах и сам понимал. Кому должность, кому землю, кому недвижимость. Тем более что ничем это ему, в сущности, не грозило. Он хозяин, он и отписывает.
Да и бог бы, что называется, с ним! Пусть предприниматели, управленцы или кто еще там, свое получат. Это ж во имя города. Все свое получили».
Вот именно «все получили». Участки земель, здания, предприятия. Но «свое» ли? Да не свое, а городское, принадлежавшее еще недавно всем горожанам. Они, те, кто там теперь придерживается лозунга «это ж во имя города», нимало не смущаясь, присвоили себе право растаскивать имущество ульяновцев, и растаскивают его самым беспардонным образом. Это – «не во имя города», это – «было ваше, стало наше».
Кто же эти новоиспеченные «хозяева», помимо избранного ульяновцами Ермакова, отписывающие «кому еще там» имущество города?
Да прелюбопытные всё лица, прямо названные рядом городских и федеральных СМИ «уголовной паутиной»: «30 мая суд приговорил чиновника ульяновской мэрии к 3,5 годам колонии общего режима, поймали на взятке. Начальника отдела архитектурных решений мэрии Виктора Суркова взяли с поличным в момент передачи денег от предпринимателя, желавшего построить павильон в центре города…
Обвинение в вымогательстве предъявлено помощнице мэра Екатерине Мороковой и журналисту официальной городской газеты Семенову…
… возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств сотрудниками управления культуры и организации досуга мэрии…
Еще интереснее обстоят дела с осужденными руководителями муниципальных предприятий. Владимир Булаев, работавший директором МП «Единый расчетно-кассовый центр» (ЕРКЦ), осужден на три года условно… Свой условный срок Булаев отбывает в… должности заместителя директора МП «Теплоком»…
Директор МП «Стройзаказчик» Александр Шканов (брат-близнец бывшего при Шаманове вице-губернатора Михаила Шканова) в прошлом году приговорен судом к двум годам лишения свободы (условно). Прокуратура обвинила его в нецелевом расходовании бюджетных денег и злоупотреблении полномочиями. Свой срок А. Шканов мотает… в должности директора МП «Стройзаказчик»…»
«Прокуратурой Ульяновской области возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств в МУП «Ульяновскводоканал», которое возглавляет старинный приятель Ермакова Вячеслав Ковеленов…»
Заместителем Ермакова по городскому имуществу является славный Анатолий Ревенков, совсем недавно проходивший по уголовному делу № А72/10117/05-26/449 от 17.02.06 с обвинением в должностном преступлении и причастный еще к ряду небезызвестных «дел» с областным имуществом.
Он уже и в городских «делах» прогремел на всю Россию, подготовив постановление о приватизации почти 200 ульяновских памятников архитектуры и зодчества вместе с землей. Постановление Ермаков подмахнул бестрепетной рукой, несмотря на приписываемое Интернет-энциклопедией про «лучших людей» России «трепетное отношение к историко-культурному наследию города». Если б не протест прокуратуры Ульяновска, где бы уже было то наследие. Многие здания, вполне относимые к историческому наследию города, безжалостно снесены в интересах «кого еще там».
И с «наперстничеством» земельными участками мэрия прогремела: то 1025 продано, то только 3. Это все – в нынешнем году, буквально за несколько месяцев.
Специфическая подобралась компания, получающая и раздающая городское имущество «во имя города». В одной из публикаций ситуация с городскими землями и имуществом сравнивается с временами «золотой лихорадки» на Клондайке – «город рвут на куски». «Пока есть возможность», которую любезно предоставили нынешние «хозяева» во главе с Ермаковым.
А кто же его, имущество горожан, «во имя города» в первую очередь получает?
В 2000 году, 20 декабря, еще существовавшая тогда газета «Симбирские губернские ведомости» сообщала, что «За кандидатом в мэры Ульяновска Павлом Романенко стоят авторитетные бизнесмены и конкретные олигархи». Автор той заметки приход Романенко во власть связывал с «конкретным бизнесменом» Сергеем Курковым.
«Бизнес Сергея Куркова – одного из богатейших людей Ульяновской области, владельца сети магазинов, стоянок, рынков, ресторанов и прочей недвижимости – оценивается специалистами в 15-20 миллионов долларов…
Сергей Курков давно мечтал о контроле над городом. Полном контроле. Но как его получить? Самому в мэры идти нельзя – слишком богат, чтобы вызвать доверие ульяновцев, одной только недвижимости на несколько миллионов долларов. А за деньги должность мэра Ульяновска не купишь. И вот Куркову представили Романенко. Как кандидата в мэры Ульяновска. Представили как безупречного офицера и, главное, как борца с коррупцией: мол, в такого можно смело вкладывать любые суммы. Заодно отмыть.
К чести Федеральной службы безопасности полковник Романенко не сразу согласился на условия Куркова и, говорят, даже отказывался давать расписку о возмещении вложенных в его выборы миллионов. Но не зря говорят: чего нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги…».
Надо сказать, активная дружба связывала Сергея Куркова и с Михаилом Шкановым в бытность последнего заместителем мэра Марусина по строительству. По упорно циркулировавшим тогда в городе слухам (верно, «дым без огня»), Шканов «устраивал» приятелю земельные участки в городе, например, под рынки в Засвияжье, автостоянки и проч., за что ежемесячно получал заранее оговоренную сумму. Свой «процент». Одновременно вырастал «олигарх Курков»: приятели из мэрии «поставляли» земельные участки под застройку, на них строились гаражи да киоски, и участки продавались по ценам – космически возросшим – обустроенных хозяйственных территорий. При таком «бизнесе» не стать местным «олигархом» очень трудно.
Осенью 2004-го года тот же предприниматель Сергей Курков приютил в собственном офисе, в районе областного «Дворца пионеров», штаб по проведению выборов кандидата в мэры Ульяновска Ермакова Сергея Николаевича. Как написал впоследствии один из активных работников ермаковского штаба: «… еще большие миллионы текли за Ермакова. А после выборов все получили, чего хотели…»
Можно смело говорить, что «конкретный олигарх» Сергей Курков и его не менее авторитетные коллеги-спонсоры за годы градоначальства Марусина-Романенко-Ермакова свое имущественное состояние многократно умножили. Особенно старательно, судя по известным примерам, «благодарит» спонсоров Ермаков.
Сейчас многие ульяновцы, глядя на более-менее прибранные улицы, слушая вполне практичные рассуждения градоначальника по телевизору, пытаются как-то оправдать Ермакова: он не виноват, его «используют». На той же версии настаивают соратники, волею судеб в чем-либо уличенные: «во имя города же»!
Чьего города? И какого города? Города коррупционеров и обманутых дольщиков? Кому нужен такой город? Да только жуликам.
В конце-то концов, какая горожанам разница, собака вертит хвостом, или хвост вертит собакой, кормить-то ее приходится в одну и ту же пасть. Прожорливую.