О том, что сейчас ведется разработка проекта нового Генерального плана Димитровграда, которым будут руководствоваться наши градостроители на протяжении двух ближайших десятилетий, “ДП” уже неоднократно писала. Сообщала газета и о том, что в Санкт-Петербургском институте урбанистики к осени должен появиться эскиз, который даст первое представление о том, как будет развиваться Димитровград дальше. И вот в сентябре из Северной столицы к нам приехал главный инженер этого проекта Юрий Петухов. Воспользовавшись возможностью, корреспондент “ДП” побеседовала с ним о перспективах развития нашего города

– Юрий Константинович, вам поручена разработка нового Генплана Димитровграда. Как движется работа?

– Вот уже почти год специалисты нашего института разрабатывают генеральный план города Димитровграда. Хочу отметить, что в процессе проектирования поставленная перед нами задача несколько изменилась, поскольку ваш город теперь стал городским округом. А так как границы Димитровграда значительно расширились, то и простора для архитекторской мысли стало гораздо больше.

– И какие же предложения у вас появились?

– Для начала мы предлагаем уменьшить плотность застройки территории городского округа, отдавая предпочтение строительству индивидуального жилья и коттеджей. К этому есть несколько предпосылок. Во-первых, по прогнозам специалистов, в ближайшие 20 лет численность населения в Димитровграде будет оставаться на том же уровне.

Во-вторых, после присоединения территорий НИИАРа и поселка Дачного вы не испытываете недостатка в земле.

И, наконец, этому способствует местный менталитет – редкий димитровградец откажется жить в собственном доме.

– Согласна. Однако на то, чтобы его построить, далеко не у каждого горожанина найдутся средства…

– Я думаю, что с помощью президентских программ, эта задача вскоре решится. Надежду на это вселяет политика, которую ведет президент Путин. Например, если сейчас об обеспеченности жильем каждого россиянина свидетельствуют 18 квадратных метров, то в будущем эта цифра должна увеличится до 30. Значит, для того чтобы обеспечить жильем всех димитровградцев, нам нужно будет спроектировать почти еще один такой же город, предложив наиболее подходящие варианты для размещения жилья и объектов соцкультбыта на ранее не освоенных территориях.

– Сколько гектаров земли вы предполагаете выделить для жилищного строительства?

– Пока 500. Но не в одном каком-либо направлении, а по всем трем районам города.

– И какими вы видите эти районы в будущем?

– В Центральном районе мы предлагаем изменить ранее принятую концепцию застройки пустыря микрорайона “Олимп”, отказавшись от многоэтажных зданий в пользу индивидуальных домов и коттеджей, которые в немалом количестве стали появляться на месте старой усадебной застройки. Эта тенденция уже укрепилась в вашем городе и способствует улучшению его архитектурного облика.

Так сложилось, что стык Центрального и Первомайского районов на самом деле является центром города. Сейчас эта территория не освоена должным образом, хотя мы считаем, что было бы целесообразно осваивать участки за рекой Мелекесской. Пока этому мешает автовокзал, которому отведено слишком много места в центре города. Мы предлагаем перенести автовокзал поближе к железнодорожному, объединив их на одном участке. Это было бы не только полезно для развития города, но и удобно для пассажиров.

В Первомайском районе мы предлагаем завершить многоэтажную застройку второго “а” микрорайона с частичным сносом усадебного фонда. Также в этом районе для пропуска транзитного транспорта планируется строительство магистрали “Самара-Ульяновск”. Она должна пройти по мостовой трассе к нефтебазе и выйти на Мулловское шоссе.

Собственно, ничего принципиально нового для этого микрорайона мы пока не предусмотрели. Однако хотим обратить внимание на то, что было здесь раньше. Я имею в виду старый порт, от которого и получил свое название прибрежный микрорайон. К сожалению, город сейчас никак не использует свою близость к водохранилищу и некогда судоходный Черемшан. Да и его прибрежная зона содержится не в лучшем состоянии, а ведь здесь можно было бы организовать цивилизованные места отдыха, парки и скверы.

Правда, я слышал, что некоторые предприниматели “самостийно”, не дожидаясь появления плана детальной застройки прибрежной зоны, там уже прочно закрепились. Это является не только нежелательным, но и противозаконным, ведь застройка осуществляется в разрез с Генпланом.

– Почему-то до сих пор на это практически никто не обращал внимания. А вот по поводу вырубки деревьев и застройки Западного района много возмущалась общественность. Вы как специалист считаете их возмущение оправданным?

– Что касается Западного района, который здесь чаще называют соцгородом, то больших отклонений в его застройке я не нашел. И по поводу возмущений граждан могу сказать только одно: если люди не хотят жить хорошо, тормозя развитие города, то они будут жить плохо. Это их выбор, за который в будущем предстоит отвечать не только им самим, но и их детям и внукам. Однако специалистам в этой ситуации негоже угождать общественности, поскольку они в первую очередь должны думать о перспективе и доступно объяснять гражданам свою позицию, убеждая в правильности того или иного решения. А такое решение, например, как строительство памятника Ватутину где-то на задворках, я с точки зрения архитектуры и своей гражданской позиции ни принять, ни понять не могу. Ведь общепринято, что памятники должны устанавливаться в доступных широкой общественности местах. А много ли народу бывает в районе Березовой рощи? И нужен ли он (народ) там в таком количестве, если речь идет о природоохранной территории?

– Но горожан, ставших на защиту городской природы, которую никто и не собирался губить для возведения непредусмотренных Генпланом зданий и сооружений, практически ни в чем убедить невозможно. Хотя на деле они, оперируя высокими лозунгами, часто преследуют свои корыстные интересы…

– Для того чтобы интересы отдельных непорядочных людей не противопоставлялись интересам города и общества, собственно, и существуют властные и правоохранительные структуры. И их дело – регулировать происходящие в обществе процессы и соблюдение законов, одним из которых в градостроительстве является Генплан.

– Давайте к нему и вернемся. В каком же ключе вы собираетесь проектировать развитие Западного района?

– Его дальнейшее развитие нам видится с широким выходом за улицу Курчатова, которая раньше была границей города, а с приданием ему статуса городского округа уже таковой не является. На этом участке мы предлагаем строить многоэтажные и малоэтажные многосекционные дома, а также великолепные коттеджи. Учитывая, что на этом участке находится сосновый бор и много отдельно стоящих вековых сосен, мы разработали для Димитровграда новые нормы проектирования. Они позволят распределить застройку так, чтобы она не наносила большого вреда живой природе. Но, разумеется, какие-то вырубки будут, потому что под каждый коттедж там будет выделяться по 15 соток земли, на которой произрастают менее ценные породы деревьев.

– Не совсем понятно, как впишутся в застройку нынешние гаражи. Например, те, которые расположены на стыке улиц Курчатова и Королева. Ведь они когда-нибудь окажутся в самом центре микрорайона, где принято размещать объекты соцкультбыта…

– Что касается гаражей, которые окружают и другие растущие города, то это вполне решаемая задача. Их нужно сносить, предлагая владельцам полноценную замену. Такой заменой, по нашему мнению, в Димитровграде должны стать сооружения манежного типа и открытые площадки для хранения автомобилей, численность которых за последние 20 лет увеличилась в несколько раз. Аналогично нужно поступить и с гаражами, которые уже сейчас оказались в центре 11 микрорайона, потому что они сводят на нет все усилия архитекторов по формированию единого облика.

– Наверняка, с более детальной проработкой проекта у вас появятся еще какие-то идеи. Когда же мы узнаем о них?

– Пока мы выполнили только 20 процентов от предстоящей работы потому, что именно такую часть от стоимости заказа нам перечислил город. С окончательным вариантом проекта мы намерены ознакомить димитровградцев после 50-процентной оплаты заказа. Я предполагаю, что это произойдет примерно в марте следующего года. Во всяком случае, у нас с представителями городской власти существует предварительная договоренность о том, что именно в марте на заседании градостроительного совета данный проект будет выноситься на обсуждение специалистов.

– Благодарю вас за содержательную беседу. И от имени всех горожан желаю плодотворной работы над проектом Генплана Димитровграда.

Светлана КНЯГИНИНА