С 5 ноября вступает в действие Федеральный Закон РФ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Можно смело утверждать, что по количеству жалоб и обращений в различные властные структуры россияне занимают первое место в мире – «достижение», которое досталось нам еще с советских времен. Мы не склочники – просто наша жизнь все еще весьма и весьма скудна и неблагоустроенна, исполнение законов оставляет, как говорится, желать, разбухший чиновный аппарат обслуживает больше себя, чем народ – вот и ищем мы, когда нас прижмет, помощи и защиты в самых разных органах власти – от городской администрации до Президента. Так что, новый закон вызовет интерес у многих наших горожан. С учетом этого факта, наш корреспондент попросил начальника отдела делопроизводства городской администрации Веру Алексеевну Абдяшину рассказать о принципиальных особенностях нового Федерального Закона.

– Какими нормативными документами руководствуются органы власти всех уровней в работе с обращениями граждан сегодня?

– Самый последний нормативный документ, по которому работали с обращениями граждан, был принят еще в 1988 году.

– Каковы основные положения, которые отличают закон, вступающий в действие, от прежнего?

– В новом законе есть несколько положений, принципиально меняющих работу с обращениями граждан. Прежде всего, новый Федеральный Закон

устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только Российской Федерации, но также иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или Федеральным Законом.

Второе: граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления и к конкретным должностным лицам, как и раньше, свободно и добровольно, но осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Еще одно новшество: граждане Российской Федерации, которые обращаются в соответствующие органы, имеют право предоставлять дополнительные документы и материалы, либо обращаться с просьбой об их истребовании, знакомиться с документами, которые касаются их вопросов – если это, опять-таки, не нарушает прав, свобод и законных интересов других лиц, или не содержит государственной или иной охраняемой законом тайны.

А самым принципиальным новшеством является положение, что если гражданин не согласен с принятым решением, с действием или бездействием соответствующих органов или должностного лица, он вправе обратиться в суд, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В прежнем законе этого прописано не было.

– Давайте уточним: не секрет, что порой граждане в ответ на свои обращения получают так называемые отписки (или отговорки). В новом законе требования к КАЧЕСТВУ ответов на обращения повысились?

– Хороший вопрос. Хочу акцентировать внимание вот на чем: в соответствии с новым Федеральным Законом повысилась как ответственность должностных лиц по существу результатов рассмотрения обращения граждан, так и требования к самим гражданам – по сути и форме их обращений. Поясняю: в письменном обращении в обязательном порядке должен указываться либо государственный орган, или орган местного самоуправления, в который обращается гражданин, либо фамилия, имя, отчество должностного лица; также необходимо обязательно указать фамилию, имя и, если есть, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому будет направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения; изложена суть предложения, заявления или жалобы, а также должны стоять личная подпись и дата. Если в письме не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то обращение не рассматривается.

Еще нюанс. Если в обращении приводятся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, к этому причастном, такое обращение подлежит направлению в орган соответствующей компетенции.

Если обращение написано непонятно, если его нельзя прочесть, но указан адрес заявителя, то гражданину сообщается о том, что его обращение не рассматривается и указывается причина.

Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица, кому адресовано обращение, а также членов его семьи, то соответствующий орган или должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, автору обращения, о недопустимости злоупотребления своим правом.

– Лично знаю случаи, когда ответы на обращения к руководителю какого-либо учреждения приходили к гражданам за подписью должностного лица гораздо меньшего ранга. В этом случае мои претензии к результату рассмотрения моей, скажем, жалобы должны относиться к основному адресату обращения, или только к человеку, чья подпись стоит под ответом?

– Согласно новому закону ответ на обращение подписывается руководителем соответствующего органа либо уполномоченным на то лицом, со всей вытекающей ответственностью за содержание ответа. Да и сейчас, а если говорить точнее, с 2003 года, по правилам работы с документами предполагается, что письмо или ответ на обращение может подписывать только должностное лицо, подпись которого указана в документе. Слово «за», косая черта, «галочки» не должны стоять на подобных документах. Если же вместо, скажем, главы города ответ подписывает его заместитель, то так и должно указываться. И за содержание ответа отвечает лицо, его подписавшее.

– Что еще важно знать нашим читателям по теме нашей беседы?

– Как и в старом, в новом законе для рассмотрения обращения отводится один месяц. Если для полноты ответа требуются дополнительные сведения, исследования, то руководителем, поставившим обращение гражданина на контроль, срок может быть продлен еще на месяц – но не более. При этом заявитель должен быть своевременно извещен об этом решении.

Хочу обратить ваше внимание на еще один существенный момент. Наряду с правом гражданина обратиться в суд на действие, или бездействие, соответствующего органа или должностного лица, и у органов государственной власти и местного самоуправления, определенных должностных лиц также есть право обратиться в суд по возмещению причиненных убытков и взысканию понесенных расходов при рассмотрении обращений.

– То есть, если я накатал обычную «телегу», привел в своем обращении несуществующие факты или иную «липу», по которым разбирались различные комиссии – с тратой соответствующих средств, то я могу за свои действия предстать и перед судом?

– Совершенно верно, за такие действия вы можете поплатиться.

И последнее: как и раньше, Федеральный Закон специальной статьей обязывает соответствующие органы в пределах своей компетенции осуществлять контроль соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан, анализировать поступающие обращения, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Таким образом, кроме всего прочего, выявляется общая социологическая картина общества – со всеми его болевыми точками в различных областях жизни.

Хочу добавить, что администрация города в целях реализации этого Федерального Закона, чтобы все ее подразделения в полной мере были готовы работать по новым требованиям, осуществила определенную работу. Главой города утвержден план соответствующих мероприятий, который размещен на сайте администрации, составлен график приема граждан по личным вопросам главой города, его заместителями и соответствующими должностными лицами. На аппаратном совещании 25 сентября я ознакомила руководителей администрации и всех ее подразделений с положениями нового Федерального Закона о работе с обращениями граждан и об ответственности, которая ложится на нас в этой связи.

– Известно, что администрация города использует самые разнообразные формы выявления проблем горожан: проводятся сходы, «прямые линии» в нашей газете, прямые телевизионные эфиры и прочие. Обращения граждан, полученные при этом, рассматриваются по требованиям этого же закона?

– Обязательно – как по содержанию ответа, так и по срокам.

Анатолий ЕФРЕМОВ