В субботу, 30 сентября, на площадке автошколы РОСНО проходил традиционный конкурс профессионального мастерства водителей, работающих на городских автобусах. Его победителем стал 27-летний Вячеслав Александрович Надаков, представляющий предприятие “АРС-АВТО”.

К 10 часам утра на площадке автошколы РОСНО собрались руководители димитровградских автотранспортных предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров, 13 претендентов на звание лучшего водителя, а также болельщики – их близкие и друзья.

Участники конкурса, шутя и балагуря, старались скрывать свое волнение, хотя это не у всех получалось. Невозмутимое спокойствие сохраняли только члены судейской комиссии, председателем которой был заведующий сектором по транспорту и связи комитета жилищно-коммунального комплекса и строительства администрации города Владимир Петрович Выборнов. Ему помогали оценивать мастерство конкурсантов председатель местного отделения Всероссийского общества автолюбителей Людмила Николаевна Масная, взявшая на себя обязанности секретаря комиссии, и госинспектор ГАИ Ильдар Шаукатович Галяутдинов.

Ровно в 10 часов участники конкурса выстроились на площадке. За ними, сверкая чистотой, замерли в ожидании ПАЗы, ГАЗели и один серенький УАЗ. В первом туре, как стало ясно после объявления председателя конкурсной комиссии, машины не участвуют – водителям предстоит экзамен на знание правил дорожного движения.

Пять минут на сборы, и все направляются в класс, в тиши которого каждый конкурсант на 20 минут остается наедине со своим экзаменационным билетом. Секретарь комиссии зорко следит за конкурсантами, которые рады бы узнать верный ответ, да не от кого им ждать подсказок – вокруг уже не столько коллеги, сколько соперники.

Спустя несколько минут первый экзаменуемый покидает класс. Другие провожают его взглядом, пытаясь понять: не гений ли он? И успокаиваются. Нет, не гений. Просто ответы проставил наугад.

Среди простых на первый взгляд вопросов встречается немало заковыристых, и опытные водители натужно хмурят лбы, стараясь решить неожиданные задачки. Но вот время вышло. Все билеты сданы и тщательно проверяются комиссией.

В 10.40 Л.Масная объявляет результаты экзамена. По ее словам, только один из участников конкурса подтвердил свои права на вождение транспортного средства. Это Андрей Сергеевич Липатов, представляющий ООО “Авто-Саланг”. Несмотря на то, что у него был непростой день – только пару часов назад родился сын, А.Липатов набрал 18 баллов из 20 возможных, все остальные участники отстали от него с некоторым отрывом.

Минимальный результат – четыре балла – показали сразу два водителя. И хотя их над ними дружески подтрунивали соперники, на самом деле было вовсе не смешно. Ведь аутсайдеры делегированы на конкурс от предприятий как самые лучшие. А если они – лучшие, что же тогда думать об остальных? Разве можно им ежедневно спокойно вверять свою жизнь и жизнь своих детей?

Надеемся, эти вопросы не останутся без ответа. Тут есть над чем подумать и руководителям АТП, и инженерам по технике безопасности, и сотрудникам ГАИ. И хорошенько поразмыслив, сообща решить эту проблему, пока она не стала причиной трагедии.

В 11 часов, после инструктажа, который лично проводил председатель конкурсной комиссии, водители переходят от теории к практике. Второй тур обещает стать самым зрелищным и полностью оправдывает надежды зрителей. Показывая свое мастерство, многие участники соревнований виртуозно проезжают “змейку” на громоздких ПАЗах, паркуют машины в условный гараж и на тесной открытой стоянке, а затем останавливаются в нескольких сантиметрах у финишной черты.

Именно эта черта и привлекла пристальное внимание соперников и болельщиков. Ведь за неудачную остановку (если расстояние от номерного знака автобуса до центра прочерченной линии превышает 10 сантиметров) на участников конкурса налагается штраф – дополнительных 30 секунд к тому времени, которое водители показывают на изобилующей препятствиями дистанции.

Были и неудачные попытки. Первому участнику повезло меньше всех. Его сняли с соревнований за то, что он существенно сократил дистанцию, забыв заехать в условный гараж.

Второй водитель, разобидевшись на комиссию за “несправедливо” добавленное ему дополнительное время, сам покинул соревновательную площадку. И в лучших традициях детского сада прихватил с собой раскладной столик и стул, специально привезенные им для секретариата.

Однако об уехавшем забывают, как только на старт выходит новый участник. Счет идет на секунды и минуты. И вот он – финиш! И снова неидеальный подъезд. Правда, несколько участников все-таки умудряются пройти дистанцию без помарок. Вот только время у всех разное. Как позже оказалось, в фигурном вождении победил Сергей Васильевич Сивяков – водитель ООО “Валентина и Ко”.

Ближе к обеду в борьбу вступают водители юрких “газелей”. Ловко ведя машины, конкурсанты тут же делят между собой первое и второе места. Яков Николаевич Вельмякин (ООО “УАТ”) становится победителем в этой номинации, его соперник удостаивается второго места. В октябре им обоим предстоит защищать честь Димитровграда на аналогичных областных соревнованиях. С ними в Ульяновск также поедет победитель конкурса “Лучший водитель- 2004” директор ООО УАТ Олег Геннадьевич Пузряков, который на этот раз в соревнованиях не участвовал, но подтвердил свое мастерство в образцово-показательном заезде. Минута 15 секунд – рекордное время на этой дистанции. С таким результатом не только в Ульяновск, в столицу не стыдно ехать.

К 13.00 подводятся окончательные итоги конкурса. Л.Масная объявляет результаты:

– По сумме баллов за оба тура победителем конкурса водителей-профессионалов стал Вячеслав Александрович Надаков, работающий в ООО “АРС-АВТО”. Второе место занял Евгений Александрович Логинов из фирмы “Авто-Саланг”. Третье – Владимир Михайлович Васин из частного автотранспортного предприятия индивидуальной предпринимательницы Антонины Михайловны Манюковой…

Взрыв положительных эмоций победителей смешивается с недовольным гулом болельщиков, надежды которых не сбылись. Но у тех конкурсантов, за которых они так переживали, еще есть возможность все исправить в следующем году.

В нынешнем же лавры определены. Поздравляя призеров, В.Выборнов сообщает, что их ожидают заслуженные награды, которые на днях будут торжественно вручаться в администрации города. Кроме того, руководители автотранспортных предприятий договорились отметить водителей премиями (три тысячи рублей – за первое место, две тысячи – за второе, тысяча – за третье). Надеемся, что это воодушевит наших лучших водителей на победы и в областном конкурсе.

В.Надаков: “В нашей работе главное – внимание”

Сразу же после конкурса корреспонденты “ДП” поспешили поздравить победителя. И, воспользовавшись возможностью, задали ему несколько вопросов. Водитель автобуса №39-93 Вячеслав Надаков оказался очень открытым и приятным собеседником

– У вас такой невозмутимый вид, как будто ничего особенного не произошло. Вы сразу были уверены в том, что займете первое место, или все-таки немного волновались?

– Нет, не волновался нисколько. Вот только понимал, что времени на подготовку к конкурсу у меня было совсем немного.

– Как вы сдали экзамен в первом туре?

– Дал всего 17 верных ответов на 20 поставленных вопросов. Будь у меня возможность лишний раз заглянуть в учебник, результат мог быть и лучше. Но за работой было не до этого.

– Скажите, почему вы выбрали именно эту профессию? Нравится ли она вам?

– Конечно, можно сказать, что я пошел по стопам отца, Александра Юрьевича, который долгое время работал дальнобойщиком в УАТе. Но на самом деле я собирался стать автокрановщиком, обучаясь этой специальности в ПУ №3. Правда, осуществить эту идею не успел, так как по окончании училища был призван в армию. Службу проходил в Москве. Там и научился водить автобус. Демобилизовавшись, пришел в УАТ, где мне сначала предложили поработать на “газоне”, а затем – на ПАЗе. С тех пор прошло девять лет, но я ни разу не пожалел, что судьба все устроила именно таким образом.

– Что самое важное в вашей профессии?

– В нашей работе главное – внимание. Нельзя отвлекаться от дороги ни на секунду, потому что она таит в себе немало неожиданностей.

А так как хорошо сконцентрировать внимание может только спокойный человек, то внутреннее спокойствие водителя – это первейшее условие, без которого не стоит вообще выезжать на линию.

– Кто помогает вам сохранять этот настрой?

– На работе моей первейшей помощницей является мама – Тамара Николаевна, которая работает кондуктором. Я ей очень благодарен за постоянную поддержку.

Дома у меня тоже благожелательная обстановка. Жена Марина и четырехлетняя дочурка Кристина прекрасно понимают, как важны для каждого члена семьи тепло и уют домашнего очага.

– Много ли времени вы проводите с семьей?

– Выходные стараюсь полностью посвящать близким. А вот в рабочие дни (я работаю по два дня, по два дня и отдыхаю) дочурка меня совсем не видит, ведь ухожу и прихожу, когда она спит. Обычный распорядок: подъем – в четыре утра, получение путевки – в шесть, возвращение домой – в лучшем случае в одиннадцать вечера, а то и позже, если приходится развозить последнюю смену с ДААЗа.

– Пассажиры не докучают претензиями?

– Вроде бы и особых поводов для этого нет, но недовольных почему-то встречается очень много. Люди озлобились и выплескивают накопившийся негатив, не задумываясь о последствиях. К счастью, моя мама умеет гасить конфликты, назревающие в салоне автобуса. Но, хотя я стараюсь не обращать на них внимания, осадок в душе все равно остается.

– Что хотите пожелать своим коллегам и пассажирам?

– В первую очередь, быть вежливыми друг с другом. И на дорогах, и в транспорте. Доброжелательность окрыляет любого человека, поэтому не надо ее терять.

– Еще раз поздравляем вас с заслуженной победой. И желаем счастливого пути!

Светлана КНЯГИНИНА