В 1916 году, ровно 90 лет назад, был впервые введен в эксплуатацию железнодорожный мост через Волгу.

Он был возведен по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского, русского инженера и учёного в области строительной механики и мостостроения. На строительство Мостового сооружения ушло порядка 4 лет. Начатый весной 1913 года, мост был торжественно открыт 5 октября 1916г. А 1 декабря он уже принимал первых пассажиров. Мост получил название – «Романовский», однако после Февральской революции был переименован в «Мост свободы».

Коммунисты определили срок службы моста в сто лет. Но частичная замена пролетов началась уже в 2003 году, когда специалисты выявили у старых конструкций «усталость металла». На сегодняшний день осталось заменить только пять пролетов (из пятнадцати). Таким образом, ОАО “Российские железные дороги” надеются закончить обновление моста к 2008 году, конечно, если удастся сохранить исходные темпы работы.

Существует легенда, что одна из миллиона вмурованных в мост заклепок изготовлена из драгоценного металла. По другой версии – строители поместили в одну из бетонных опор серебряную плиту с выбитыми на ней именами первых мостостроителей.