Несмотря на праздничную учительскую неделю, все руководители, работники управления образования, директора, завучи и учителя школ – работали. Школьники учились, не отпускали руки с пульса школьной жизни и родители. Так что, как и было запланировано 3 октября прошла “Прямая линия” по проблемам образования в “ДП”. У нас в редакции на телефонные звонки читателей отвечал заместитель начальника управления образования Иван Александрович Парфенов (по организационным причинам начальник управления образования Марина Валентиновна Питиль не смогла участвовать в работе этой “Прямой линии”, но обещала ответить на вопросы, заданные лично ей, в интервью, которое планируется по итогам первой учебной четверти). На этой тематической полосе “Образование” мы, с помощью читателей, попытались отразить все разнообразие школьных событий, успехов и проблем системы образования, положительных и отрицательных, которые “высветились” не только на праздничной неделе и в течение первого месяца учебного года.

– Иван Александрович, когда будет действительно тепло во всех школах и детских садах? Надежно ли подготовились к зиме образовательные учреждения?

– Паспорта готовности есть у всех. Мы старались, готовились планомерно, надеемся, что это даст результаты. Со 2 октября почти во всех образовательных учреждениях системы отопления находятся под циркуляцией. Из-за аварии на трассе задвижки были не открыты в этот день в школе №4, филиале гимназии, МХШ “Апрель”.

– Мы видим, что национальный проект “Образование” в 2006 году кое-что привнес в жизнь школ, учителей, но пока еще нет уверенности в том, что это надолго – забота об образовании. Что ждет димитровградские школы в 2007 году?

– Реализация национального проекта “Образование” в стране, области, а соответственно и в Димитровграде обязательно будет продолжена. В 2007 году будет продолжена работа по направлениям: “Лучший учитель”, “Инновационное образовательное учреждение”, “Талантливая молодежь”. На данный момент каждый учитель, каждый руководитель, каждая школа должны определиться по поводу участия в профессиональных конкурсах в соответствии с критериями отбора, с опытом прошлого учебного года – он интересный, яркий, положительный.

– Как обстоят дела в школах по информатизации и компьютеризации? Все ли городские школы подключены к сети Интернет?

– По-моему дела обстоят неплохо. На данный момент 20 общеобразовательных учреждений имеют компьютерные классы. В рамках национального проекта “Образование” Федеральное агентство по образованию выделило два компьютерных класса (30 компьютеров) для школ №2 и 19. Также в школу №19 и городскую гимназию переданы интерактивные доски. К Интернету подключены 16 школ города. Остальные будут подключены согласно графику компании “Волга-телеком” в 2007 году.

– Как организовать досуг школьников, которые живут в Осиновой роще?

– Совсем недавно здесь, в отремонтированном помещении бывшей начальной школы №14 (учащихся перевели в школы №2, 9, 19, 26, 28 – по желанию детей и родителей), разместился филиал ЦВРУ (центр внешкольной работы учащихся). И теперь работают танцевальный, вокальный кружки, спортивная секция. Надеемся, что теперь ребята микрорайона смогут найти себе занятие по душе. Кружки рассчитаны на возраст до 16 лет.

– Какие перспективы у тех, кто стоит на очереди на прием ребенка в детский сад? Можно ли грамотно и достойно оказать материальную помощь детскому саду, чувствуя уверенность в том, что деньги будут использованы по назначению? Есть ли у нас коммерческие детские сады? Знаю, что в больших городах – Москве, Питере, Самаре, Екатеринбурге уже несколько лет такая форма работы с дошкольниками “спасает” детей и родителей, хотя, конечно, стоимость содержания ребенка в таких садах и группах высокая, но и условия – комфортные, многие родители считают, что такая форма работы решила проблему лучше, чем государственный детский сад. Создали такие частные дошкольные учреждения бывшие воспитатели и заведующие и тоже очень довольны – работа идет хорошо. Результаты воспитания, обучения и оздоровления – прекрасные! Как вы относитесь к такому решению проблемы?

– Строительство новых детских садов не предусмотрено, по крайней мере, в ближайшее время. Те садики, которые были проданы или переданы в аренду в годы, когда малышей было мало, и сады пустовали, вернуть просто по нашему желанию невозможно – есть же юридическая процедура. Но мы сегодня открываем дополнительные группы в детских садах, хотя полностью проблему очереди это пока, к сожалению, не решает.

О добровольных родительских пожертвованиях на нужды детского сада мы уже не раз говорили. И продолжаем объяснять: уже несколько лет существует разработанный совместно с советом депутатов договор жертвователя. Так что родители, которые хотят, чтобы вся процедура была прозрачной, должны подписывать с руководителями детских садов такой договор и вносить деньги только через кассу! И проблем с контролем не будет, и деньги пойдут на пользу вашим же ребятишкам.

Про частные детские сады могу сказать: у нас их пока нет и очень жаль, думаю, что неплохая форма работы, которая может быть востребована. Если все продумать, если найдутся люди, которые смогут выдержать соотношение между качеством и ценой предлагаемых педагогических услуг. Обеспеченные материально горожане тоже ведь стоят в очереди в муниципальные детские сады. А частные группы и садики смогли бы решить их проблемы и уменьшить очередь, то есть проблему решили бы и менее обеспеченные семьи – освободились бы места в больших детских садах.

– В нашей специальной коррекционной школе №24 в девятом классе теперь учатся 20 человек. Мне, как маме девятиклассницы, кажется, что так много ребят в таком классе не правильно. Это создает очень много проблем: наши дети больны, класс – выпускной, тяжело учиться и учить, потому что ребята привыкли к меньшей наполняемости, нервничают, конфликтуют, учитель тоже нервничает… Правильно ли это?!

– К сожалению, сегодня допустимо в таких классах и школах наполняемость до 20 учащихся включительно. Мы понимаем, что с больными детьми работать сложно, поэтому обязательно порекомендуем вашему руководству подключить к работе с классом психолога.

– Скажите, это что обязательное условие: наполняемость в классе не менее 25 человек? Ведь в лицеях, гимназии сложные учебные программы, поэтому и 20-то человек в классе многовато: необходимо же и материал объяснить, и опросить, и индивидуальный дифференцированный подход к каждому способному ребенку подобрать. Реально ли это?

– Согласен, лучше когда учеников в таких классе меньше 20. Но все дело в материальных возможностях – это реалии сегодняшнего дня. Необходимо их учитывать. Но хочу заметить, что мы, то есть управление образования, в этом году не возражали против открытия классов с наполняемостью 20-19 человек, если субвенции позволяли конкретной школе это сделать. Такие классы с углубленным изучением предметов открыты в многопрофильном и педагогическом лицеях.

– Хочу сразу сказать, что сама занимаюсь с детьми в системе дополнительного образования, да и как мать мальчика-спортсмена на себе и ребенке ощущаю, что в общеобразовательных школах Димитровграда, где многие поколения учащихся всегда были заняты в музыкальных, художественных, других творческих школах и кружках, занимались в спортивных секциях (и это всегда считалось важным, почетным и нужным дополнением к школьному образованию), сегодня со стороны учителей не чувствуется заинтересованности в том, чтобы хотя бы отметить тех ребят, которые занимаются еще чем-то, кроме школьных уроков. Хорошо ли это? Помню по своим школьным годам, знаю по сегодняшнему опыту многопрофильного лицея – в школах всегда чествовали победителей спортивных соревнований и не меньше, чем победителей предметных олимпиад, вообще старались отметить каждый успех каждого ребенка. Теперь, придя в педагогический лицей к учителю, с удивлением услышала, что спортивные достижения ученика педагога совсем не интересуют. Правильно ли это? Знаю, что многим димитровградским мамам и тренерам обидно, что успехи их детей и воспитанников, даже если они заняли призовые места на серьезных соревнованиях, остались незамеченными в классах и школах. Приходится слышать, что нашим общеобразовательным школам мешают занятия учеников в системе дополнительного образования…

– Думаю, что вам просто не повезло в этом смысле, знаю много примеров, когда школы гордятся каждой победой и успехом каждого ученика: выпускают молнии, говорят на линейках, на классных часах. Так должно быть в каждом педогогическо-ученическом коллективе, но это в идеале. В реальности, видимо, сегодня не все классные руководители и школы помнят о своих воспитательных функциях, или не совсем хорошо их понимают. Согласен что даже просто внимание к учащимся спортсменам, художникам, артистам, любым ребятам с полезными увлечениями – это пропаганда здорового и умного образа жизни!

– Иван Александрович, а как на ваш взгляд, в школьных коллективах внеклассная работа вернулась на должный уровень?

– Я бы сказал, что возвращается, внеклассная работа в школах города делает первые шаги. Но есть школы, в большинстве своем не повышенного уровня, где эта работа велась всегда и не прекращалась в зависимости от оплаты труда и от времени. В этом смысле я бы отметил школы №2, 6, 9, ГЭЛ – тут работают опытные замы по воспитательной работе, сохранены все традиции внеклассной работы. Это очень важно, но нелегко! Но школа без воспитательного процесса жить не может, необходимо это понимать и помнить! Если не будет воспитания и образовательный процесс вряд ли пойдет успешно.

– Звонит родительница девятиклассницы школы №8 (мама назвала фамилию, она записана корреспондентом): могу сказать, что наша школа всегда меня радовала. Замечательный молодой директор начала работать, всегда порядок и доброжелательные отношения, прививки профилактические ученикам делают вовремя – давно хочу за это поблагодарить. И вот на днях дочь звонит из школы со слезами: “Меня завуч, преподаватель биологии назвала при всех аникиной коровой за то, что я просто уточнила – в каком кабинете будут занятия!” Имеет ли право ребенок в такой ситуации право на защиту? Прав ли учитель и хорошо ли что педагог чаще всего в таких ситуациях даже не чувствует себя виноватым?

– От редакции добавлю: это не единственная жалоба на такое отношение к школьникам. Приводился даже такой пример, когда ребенок, выйдя после долгой болезни, услышал от культурного и уважаемого педагога: “Пришла?! А мы тебя похоронили и уже сорок дней справили!”

– Вопрос читательницы просто почти риторический. Всем понятно, что ребенок и родитель имеет право на защиту, а педагог не имеет право на такое поведение, на подобные слова. Нужно в каждом конкретном случае обращаться к директору школы, к нам в управление образования, необходимо разбираться, не замалчивая такие случаи. Должны и психологи работать, чтобы даже маленькие конфликты не превращались в большие трагедии. Лучше всего решать такие проблемы дипломатическим путем.

– Замечательные мысли по этому (и не только) поводу высказала жена президента Людмила Путина в интервью 1 сентября. Есть о чем поговорить, соглашаясь и споря. Так что мы обязательно вернемся к этой теме на тематических полосах

“Педсовет” и “Родительское собрание”.(Корреспондент)

– Я тетя двух племянников, которые учатся – один в педагогическом лицее, другой – в гимназии. Могу сказать, что об объективности выставления отметок приходится лишь мечтать: одним завышают, другим занижают, а дети, малыши и подростки очень остро это переживают, ведь в спецшколах большая конкуренция между учениками. Мы уже привыкли к тому, что все наши школьники занимаются с репетиторами – да и министр образования говорит, что это единственный путь получения знаний. Теперь многие школьные учителя перешли на чтение чуть ли не университетских лекции и ведут себя как преподаватели вузов, а ведь в классах – дети, школьники! Но это, видимо, уже неисправимо, вот хотелось хотя бы справедливости в отметках. Как можно этого добиться? Есть ли инструмент воздействия на несправедливость и субъективность школьного учителя?

– Быть лектором в школе – это, по-моему, самое легкое дело и не совсем правильное отношение к учительским обязанностям. В итоге, в последнее время многие школьники выслушав лекции, прочитав множество материалов – не могут ответить на простые вопросы, потому что не умеют вычленять из обширного материала главное, а этому школа должна научить. Я вот как учитель всегда старался учить ребят писать аннотации на книгу, тему. Необходимо уметь намечать план ответа, доклада, сочинения…Нужно этому учить на школьных уроках по всем предметам. Вот тогда лекции в вузе будут восприниматься легко, а не тогда, когда приучаешь их к лекциям на уроках в школе. Репетиторы же не должны быть необходимым условием успешной учебы – такое мое личное убеждение. Все приходит к тому, что необходим стандарт школьного образования, полная состыковка программ школ и вузов, но все это пока лишь желаемое. В действительности же – множество проблем, которые приходится решать учителям, школьникам, родителям. Все это дается нелегко!

Относительно объективности отметок – тоже неоднозначно. Уверен, что человеческий, личностный фактор всегда присутствует. Единственный путь к объективности – тестовый опрос, поэтому я за современные формы оценки знаний – тесты, ЕГЭ. Не зря же европейские, вообще все зарубежные школы давно перешли на такую форму. Может быть, российская ментальность и требует общения: учитель-ученик, разговор, устные ответы и опросы… Пусть они останутся, но итоговый опрос пусть будет максимально обезличен, тогда и к отметкам не будет столько претензий. А сейчас… Пожалуй, родители часто бывают правы в своих претензиях к учителю. Хотя не всегда!

– Скажите, как одиннадцатикласснику и его родителям сделать безошибочный выбор курсов по подготовки в вуз: одни курсы для подготовки для сдачи ЕГЭ, другие – для подготовки к ЦАТам, третьи – для поступления к выпускным экзаменам, четвертые – к вступительным в вузы Московские и области (причем отдельно к каждой категории).

– Вообще-то школа должна давать такую базу, чтобы ребенок смог без проблем быть готовым ко всему, что вы перечислили. Но это только в идеале, а пока учителя, дети и родители выбирают на свой вкус, и посоветовать трудно.

– Иван Александрович, как вы считаете, Ульяновская область, то есть наши школьники проигрывают на вступительных экзаменах в иногородние вузы ребятам из Самары, Казани, Архангельска и других городов, где ЕГЭ сдают уже несколько лет и по многим предметам?

– Считаю, что проигрывают, тратят больше времени и нервов, имеют меньше шансов. Школьник с Чукотки сегодня сразу после выпускного бала может подать документы хоть в 20 вузов, а выпускник из Димитровграда этим летом в родном городе мог сдать ЕГЭ лишь по химии и физике, гуманитарии вообще ни одного предмета таким образом сдать не имели возможности! Это усложняло поступление.

– Когда начнутся осенние каникулы? В какое время будут проходить предметные олимпиады?

– Пока абсолютно точных чисел назвать не могу: приказы по этому поводу из главного управления образования не пришли. Каникулы начнутся или 30 октября, или 3 ноября. Олимпиады по предметам, имеется ввиду первый, школьный этап, начинаются обычно после осенних каникул, а городской этап проходит в самом конце ноября – начале декабря.

Уважаемые читатели и Иван Александрович, спасибо вам за интересный и разнообразный диалог, который с вашей помощью вылился в этот материал.

Лариса БЕЛИНЕНЕ