Положительная статистическая динамика в большинстве областей экономики области, непрерывный рост доходов населения (во всяком случае, по отчетам – средний доход на душу приблизился к 7000 рублей (!)) являются основными козырями нынешней администрации. Ощущение же всеобщего прогресса и роста собственного благосостояния у большинства жителей региона пока, несмотря на все старания, запаздывает.

Вспоминая новейшую историю, хочется отметить, что и шамановская команда некоторое время тоже блистала различными индексами, коэффициентами, иными хитроумными показателями, щедро «вываливая» их на жителей области. «Неблагодарное» (как выяснилось позже) население некоторое время просто верило в непрерывное улучшение жизни, потом искренне надеялось, что кризис преодолен и вот-вот перемены придут, еще чуть позже – просто молча игнорировало очередную порцию бравой статистики и, наконец (вот он верх неблагодарности), стало роптать и возмущаться. В конце концов, число доверчивых катастрофически снизилось, ограничившись небольшой группой людей – придворных прихлебаев. Да и те верили скорее по должности. Самое интересное, что среди «обманутых», судя по событиям предвыборного периода, в итоге оказался и сам генерал.

К чему все это предисловие? Вовсе не для того чтобы неудачными намеками оскорбить или умалить достоинства областного правительства, чтобы помешать работе или (боже упаси) посеять сомнения в стройных, несмотря на непрерывное обновление, рядах управленцев-реформаторов межрегионального розлива. Нет, я просто попытаюсь проанализировать венец усилий власти – бюджет области за последние годы.

Итак, наверно только ленивый чиновник накануне принятия бюджета Ульяновской области на 2006 год не говорил о том, что тот вырос в два раза, что все это заслуга новой команды, что дальше будет еще лучше. Прикормленная пресса захлебывалась от восторженных од и предвкушения резкого скачка. Действительно утвержденный на 2005 год бюджет области по доходам в целом составил 6665,5 млн. руб., а на 2006 год утверждался уже в размере чуть более 12 млрд. руб. О чем не было сказано ни слова – так это о том, что сравнение, по крайней мере, некорректно.

Дело в том, что в финансовом документе на 2005 год не были учтены все федеральные средства, которые потом постепенно поступали в течение всего года, а в 2006 году был более точный прогноз. С другой стороны, в доходную часть на 2006 год заранее было внесено часть целевых федеральных средств (они при корректном планировании не учитываются на этапе принятия). При утверждении бюджета на 2006 год в его структуре были деньги (329 млн. руб.), которые на момент принятия уже были переброшены на 2005 год (!). Были применены и иные финансовые хитрости, позволившие «организовать» указанный прорыв.

На самом деле, за вычетом целевых федеральных средств, реальное исполнение по доходам в 2005 году составило 8419 млн. руб., а в 2006 году (на настоящий момент) – 10033 млн. руб., т.е. реальный рост 19 % из них за счет увеличения финансовой помощи из федерального бюджета – 850 млн. руб., или больше половины успеха. Стоит отдать должное работе областного правительства по получению средств из Москвы, однако и здесь не все так просто (об этом чуть ниже).

Понятно, что подобные манипуляции с цифрами можно применить лишь раз, и прорыва с бюджетом на 2007 год не получается.

Во-первых, все прозрачно с федеральной финансовой помощью – она будет на 1 млрд. руб. ниже (!) чем в 2006 году. Дело в том, что, так называемые безвозмездные поступления из федерального бюджета, рассчитываются по специальной методике, где среди показателей для расчета есть и те самые индексы, прогрессивным ростом которых нас радуют статистические отчеты правительства последнего времени. Другими словами, чем интенсивнее у нас все растет и расцветает в статистических отчетах – тем меньше средств нам полагается.

Во-вторых, собственные источники «натянуты» до предела. С учетом вышесказанного доходов без учета федеральных целевых средств в 2007 году планируется получить 11191 млн. руб., т.е. больше на 1158 млн. руб. в сравнении с настоящим моментом 2006 года. Предварительное увеличение составит 12 % и, следовательно, не намного превысит инфляцию.

Какие выводы следуют из изложенной ситуации?

Излишняя старательность исполнительной власти в преподнесении собственных успехов при фактическом отсутствии конструктивной критики и широкого обсуждения существующих проблем, «раздувание» бюджета и прочая бутафория чреваты появлением недоверия со стороны большей части населения (вот к чему была ссылка на новейшую историю). Почувствовать на себе рост индекса промышленного производства или уловить едва ощутимые в условиях инфляции подвижки в собственных доходах не так то просто.

С другой стороны, несмотря на вполне понятное желание поддержать и приумножить, с самими статистическими показателями нужно обращаться очень осторожно – от них в определенной степени зависит финансовая помощь из центра.

И, наконец, основными способами улучшить бюджетную ситуацию и «объективизировать статистику» для большей части населения, следует признать работу по оптимизации (в истинном понятии) расходов, привлечению федеральных целевых средств (прежде всего в условиях благоприятной конъюнктуры – на строительство моста), грамотное использование средств национальных проектов.