Те, кто интересуется политической и общественной жизнью региона, наверняка заметили, что во власти крутятся, как правило, одни те же люди. Существует даже та кой типаж – государственный человек. Например, депутат Законодательного собрания может стать мэром (как это случилось с Сергеем Ермаковым), но не может быть мэром и депутатом одновременно, поскольку это противоречит закону. Нынешний глава города, как известно, на двух стульях сидеть не стал – освободил депутатский. Это нехорошо и не плохо – нормально.

Но параллельно текут процессы и в обратном направлении. Депутат городской думы Александр Каплин, второе лицо в думском Комитете по охране окружающей среды и природопользованию, занял довольно серьезный пост в областном правительстве – стал заместителем председателя не так давно образованного Комитета госэкоконтроля. Работать в городской думе и правительстве области один человек физически не сможет – это всем понятно. Все это явно противоречит закону. С другой стороны, Каплин – человек не только государственный по типажу, но и публичный по сути – всегда на виду. Казалось бы, зачем ему так рисковать? Тут, как минимум, два предположения можно сделать. Либо Каплин идет ва-банк, и риск его оправдан, поскольку никто до сих пор ему на место не указал. Либо в правительственном органе для депутата изобрели какую-то хитрую штатную единицу. И эта комбинация позволяет депутату делать то, чего не позволил себе мэр – сидеть на двух стульях. Возможно, есть какие-то другие объяснения, но сути дела они не изменят. А суть в следующем: закон запрещает депутату быть госслужащим, а госслужащему депутатом. Запрещает, в частности, потому, что такое раздвоение во власти может порождать массу соблазнов использовать ситуацию в собственных интересах. Логично предположить, что если человек любыми путями к такому совмещению рвется, то это ему зачем-то нужно. Соблазн, видимо, сильнее закона…

В руках Александра Каплина на сегодняшний день оказалась львиная доля дел, завязанных на охране окружающей среды региона. Ситуация покажется еще более неоднозначной, если учесть, что Каплин в свою депутатскую пору занимался бизнесом с экологическим уклоном. И ряд фирм, которые прежде были зарегистрированы на его имя, и сейчас работают на этом рынке. Если только предположить, что на ниве дел по охране окружающей среды депутат, госслужащий и предприниматель сошлись в одном лице, то, как говорится, без комментариев. Какая уж тут экология…

Хотя дело ведь не конкретно в Каплине, на его месте мог быть другой. Дело в прецеденте, который создан. В последнее время так много говорят о дефиците доверия к власти. Сама по себе власть как орган государства породить этот дефицит не может. Дискредитируют власть конкретные ее представители и обстоятельства, которые они порождают. Особенно тут опасны публичные политики, которые сначала завоевывают! симпатии народа, поднимают его на баррикады ради каких-то идей. А потом неизбежно профанируют эти идеи, поскольку в основе такой бурной деятельности, как правило, всегда такая нехитрая штучка, как личный интерес…