Пассажиры автобусов часто обращаются в редакцию “ДП” с вопросами о работе пассажирского транспорта. Такие же вопросы задают они и заведующему сектором транспорта и связи комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Владимиру Выборнову, который со своей стороны следит за исполнением в городских автобусах правил пассажирских перевозок. Сегодня мы предоставляем ему слово для того, чтобы еще раз разъяснить населению, что можно и чего нельзя требовать от перевозчиков

– Владимир Петрович, редкий день в редакции нашей газеты обходится без того, чтобы кто-то из читателей не позвонил и не задал вопрос о работе городского транспорта. Напрашивается вывод, что население слабо информировано о порядках в этой сфере услуг. Давайте восполним этот пробел…

– С удовольствием, поскольку у меня однотипных звонков еще больше – минимум десяток в день набирается. И каждому горожанину в отдельности я то и дело разъясняю требования, которые содержатся в принятых Советом депутатов правилах пассажирских перевозок.

Например, часто встречающийся вопрос о бесплатном проезде детей до семи лет, в этом документе очень четко прописан. Пассажир с одним ребенком до семи лет включительно не должен платить за его проезд, если он занимает одно посадочное место. Если ребенок сидит отдельно, то за его проезд уже нужно платить. В том случае, если пассажир сопровождает нескольких детей дошкольного возраста, то право бесплатного проезда предоставляется только одному ребенку, а за проезд остальных придется платить. Дети старше семи лет провозятся за плату по полному тарифу.

– В прежние годы перевозчики для школьников делали исключения, предоставляя им право на две поездки (утром и после уроков) за 50 процентов от стоимости. Второй год такие льготы не предоставляются, но родители о них периодически вспоминают и спрашивают: будут ли снова вводиться скидки для школьников?

– Нет, от предоставления таких льгот за свой счет наши перевозчики отказались. С 1 сентября комитетом социальной защиты населения выданы проездные билеты только ученикам коррекционной школы и учащимся коррекционного училища, которые получают транспортные услуги бесплатно. А с 1 октября такое же право на бесплатный проезд в автобусах было закреплено за детьми-сиротами и детьми, находящимися под опекой. Проездные билеты им выдает управление образования администрации города.

– Нередко горожане высказывают пожелания об изменении тех или иных маршрутов и просят открыть новые, потому что автобусы на некоторые улицы вовсе не заезжают. Так что многим хотелось бы знать, панируется ли расширение сложившейся транспортной сети?

– Такие просьбы поступают и в нашу службу. Например, жители соцгорода предлагают пустить автобусы через улицу Славского на улицу Курчатова. Однако такая реорганизация недопустима по одной, но очень важной, причине: дорога, по которой ездит общественный транспорт, должна соответствовать определенным требованиям – стандартом предусмотрена ширина проезжей части не менее семи метров. Поэтому ГАИ никогда не разрешит открыть какой-либо маршрут на внутриквартальной дороге. А улица Славского именно таковой и является.

Помимо этого, открытие или изменение какого-либо существующего маршрута должно быть как минимум целесообразно. А если сегодня перенести девятый маршрут с проспекта Ленина на улицу Курчатова по просьбе ее жителей, то завтра с такой же просьбой нам начнут названивать те, кто живет на проспекте Ленина. И подобных обращений станет ничуть не меньше, потому что плотность заселения этого участка гораздо больше.

Не стоит забывать и про то, что при открытии какого-либо маршрута, перевозчики сначала просчитывают его рентабельность, изучая спрос и соизмеряя возможный доход с затратами. В минус никто работать не собирается. И это с экономической точки зрения совершенно правильный подход.

– Владимир Петрович, сколько сейчас в городе маршрутов? И сколько на них работает автобусов?

– Я считаю, что сейчас у нас сложилась оптимальная транспортная сеть. В городе работает 19 постоянных и три сезонных маршрута. 1 октября окончился дачный сезон, и маршруты №№ 5, 103 и 104 закрылись до следующей весны. Постоянные маршруты у нас охватывают все без исключения микрорайоны, так что теперь без проблем – где-то с пересадками, где-то напрямую – можно добраться в любой конец города.

Что касается количества автобусов, то всего их у перевозчиков насчитывается 176 штук. Ежедневно на маршруты выходит 136 автобусов. Остальные отстаиваются или находятся на профилактике, которая тоже необходима, ведь от технической исправности транспортных средств зависит бесперебойная работа маршрутов.

– Во время дачного сезона, особенно в период сбора урожая, часто возникает следующий вопрос: какой груз можно бесплатно провозить в автобусе? Один пенсионер даже рулетку с собой возил специально для того, чтобы доказывать кондукторам, что его поклажа не превышает установленного правилами объема…

– В правилах написано, что “пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одно место ручного багажа размером до 60х40х20 сантиметров, в том числе мелких животных и птиц в клетках, одну пару лыж, детские сани или детскую коляску”. Провоз багажа большего размера вплоть до 100х50х30 сантиметров производится за плату в соответствии с тарифом. Более габаритный багаж вообще нельзя провозить в городских автобусах.

– Нам звонят и пенсионеры, которые не получили удостоверений ветеранов труда. Они возмущены несправедливостью. Говорят, что пенсии у них не дотягивают и до двух тысяч, а за проезд им приходится платить на общих основаниях. В то же время работающие льготники в автобусах ездят бесплатно, хотя их доход явно превышает минимальную пенсию. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Я, как и вы, понимаю нужды этих пенсионеров. Но ни мое, ни ваше сочувствие не может изменить действующее законодательство, которое предусматривает право бесплатного проезда только для федеральных и региональных льготников. Когда в их число войдут все пенсионеры, для перевозки которых будут выделяться федеральные или региональные средства, городские автобусы сразу же станут возить этих граждан бесплатно. А пока перевозчики этого сделать не могут, поскольку сами будут терпеть убытки. Вы же понимаете, что помимо средств на выплату заработной платы работникам транспортники также должны зарабатывать на содержание и обновление техники, на развитие предприятий и аренду помещений, в которых содержатся автобусы, и на налоги. Все эти затраты складываются в немалые суммы, которые постепенно возрастают, ведь цены на горюче-смазочные материалы на месте не стоят.

– В нынешнем году цены на бензин тоже заметно поднялись. Поэтому многие димитровградцы опасаются, что стоимость проезда в городских автобусах снова может увеличиться. Есть ли основания для таких опасений?

– Несмотря на то, что стоимость проезда в городском транспорте у нас не менялась с 20 марта прошлого года, повышения тарифов в этом году не ожидается. Что будет в следующем, я пока предсказывать не берусь. Это зависит от многих факторов. И далеко не последнее место среди них занимают цены на бензин, устанавливаемые нефтеперерабатывающими компаниями.

Светлана КНЯГИНИНА