Городской комитет по регулированию цен и тарифов продолжает публикацию статей на тему тарифов на жилищные и коммунальные услуги.

Сегодня попытаемся понять, почему растут тарифы.

У большинства жителей нашего города понятие о стоимости жилищно-коммунальных услуг сложилось еще в советские годы. Тогда государство не жалело денег на жилищно-коммунальную сферу, дотировалось буквально все: электроэнергия и газ, тепло и вода, не говоря уж об абсолютно бесплатном для жильцов капитальном ремонте. Тогда в семейном бюджете квартплата занимала очень маленькую долю, уж во всяком случае не пробивала огромную брешь.

Времена изменились, законы рыночной экономики оказались сильнее политики, эти законы превратили жилищно-коммуналъную отрасль страны в обычный вид бизнеса. Теперь гражданин должен заплатить за услугу ровно столько, сколько она стоит. Для многих семей, не говоря уже о пенсионерах, квартплата стала основной статьей расходов.

Почему растут тарифы? Судите сами.

Все помнят, что до 1998 года доля затрат в семейном бюджете на оплату жилья практически не менялась, в некоторые годы, когда инфляция составляла сотни процентов в год, люди платили даже меньше (относительно доходов, конечно), чем во времена «могучего и нерушимого». И все эти годы государство продолжало вкачивать бюджетные деньги в жилищно-коммунальную сферу. Экономический кризис 1998 года заставил государство пересмотреть финансовую политику. Была поставлена задача отказаться в перспективе от дотирования коммунального комплекса. Начался процесс роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Но еще быстрее росли потребительские цены в стране. Из ниже приведенной таблицы видно, что вплоть до 2005 года рост стоимости ЖКУ заметно отставал от роста потребительских цен.

Приведенные цифры показывают, что на протяжении последних лет сфера ЖКХ недофинансировалась, причем существенно. Этот дисбаланс между быстро растущей инфляцией и медленно растущими тарифами, естественно, надо исправлять. Жилищно-коммунальные услуги не падают с неба, а оказываются вполне конкретными организациями, которые, в свою очередь, покупают различные материалы, энергоресурсы, топливо и т.п. А цены на все вышеперечисленное растут, соответственно, растет и себестоимость оказываемых услуг. С целью сохранения рентабельности организаций, осуществляющих свою деятельность в жилищно-коммунальной сфере, необходимо учитывать их растущие затраты на оказание услуг. Отсюда и рост тарифов.

Кто-то скажет: заботятся об организациях, а о людях забыли.

Нет, не забыли. На всех уровнях власти приняты нормативные акты, которые направлены на сдерживание темпов роста тарифов.

В структуре федеральных органов власти создана специальная служба – Федеральная служба по тарифам, которая ежегодно определяет максимальные уровни повышения тарифов на ЖКУ для каждого субъекта федерации.

В Ульяновской области такими же полномочиями в отношении каждого муниципального образования области наделен Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

И какими бы ни были аппетиты коммунальщиков, тарифы на их услуги не могут быть выше установленных органами государственной власти.

Но все равно для многих растущие тарифы становятся непосильным бременем. Что делать? В этом случае на помощь людям приходит система жилищных субсидий. Если расходы на оплату жилья превышают 22 процента совокупного семейного дохода, гражданин может рассчитывать на субсидию. Более того, для отдельных категорий граждан решением Ульяновской Городской Думы от 28

декабря 2005 года №217 предусмотрен более низкий предельно допустимый уровень расходов на оплату жилья -15% совокупного семейного дохода. Процедура получения субсидии в настоящее время отлажена и не занимает много времени.

Итак, подведем итоги.

Первое: рост тарифов – процесс, вызванный объективным повышением себестоимости услуг, оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Второе: рост тарифов подконтролен государству, более того, государство жестко определяет, на сколько могут в течение года повыситься тарифы. Сдерживание тарифов продолжится и в будущем.

Третье: государство, путем предоставления субсидий на оплату жилья, защищает тех малоимущих граждан, для которых даже такое ограниченное повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг непосильно.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Мы уже привыкли к постоянно растущей стоимости продуктов, бензина, образования, лечения, проезда в транспорте. Этот процесс уже никого не удивляет. Теперь придется привыкать и к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Процесс роста тарифов обусловлен только экономическими факторами, а законы экономики обязательны для всех.