Правительство Ульяновской области представило в Законодательном Собрании итоги социально-экономического развития за первое полугодие 2006 года. Если при рассмотрении этих цифр и возникает у кого-то оптимизм, то пока более чем сдержанный.

Депутаты ЗСО сразу предупредили областных чиновников: не надо нам победных реляций, говорите и о том, что у нас не получается. Ведь все мы живем в Ульяновском регионе и видим, что негативные процессы еще не преодолены. Самый главный показатель, конечно, демографический: людей умирает в области в два раза больше, нежели рождается. Не иссякает поток талантливых трудоспособных людей, которые уезжают в иные края, и не от хорошей жизни, надо полагать, это происходит. Поэтому если ульяновцы начнут видеть перспективу 73-го региона и находить себе дело здесь, можно будет с уверенностью говорить, что кризис точно позади. А пока…

Как следует из доклада, подготовленного представителями администрации области, по основным показателям экономики за полгода все-таки наметился рост. А именно — промышленное производство поднялось у нас на 5,1 процента, произошло увеличение производства машин и оборудования, цемента, извести и гипса, электронного и оптического оборудования, отмечен рост строительства. Среди похвальных цифр — 20-процентный рост грузооборота предприятий транспорта, на 21 процент больше инвестиций в основной капитал, на 17 процентов увеличился оборот розничной торговли, и даже, как утверждается, реально располагаемые денежные доходы на душу населения выросли, по сравнению с прошлым полугодием, на 14,7 процента.

Что касается сельского хозяйства, то в целом оно осталось на прежнем уровне. То есть — в тяжелом положении, хотя в цифрах это выглядит как +3,4 процента. Снизилась за полгода, судя по статистике, и безработица в регионе — с 3,17 до 2,47 процента.

А что говорится о зарплатах и доходах населения? В июне 2006 года на душу населения они составили аж 6386 руб. 70 коп. Более того, среднемесячная зарплата за январь-июнь текущего года, по сравнению с уровнем прошлого года, выросла на 22,8 процента. Казалось бы, богатеем. Но коварство цифр в том, что они усредненные. То есть, доходы управленцев высшего звена суммируется с доходами бюджетников и прочих социальных слоев и выдается нечто среднее, что и выражается в некой цифре, которой можно «гордиться». Но вот сколько у нас людей с низкими доходами, а сколько с высокими — не афишировалось, что и вызвало недовольство некоторых депутатов ЗСО. А в этом как раз и заключаются реальные успехи или неудачи экономической политики. Впрочем, кто у нас больше всех получает, из отчета было таки ясно, хотя это понятно и безо всяких отчетов. Областной уровень заработной платы, к примеру, за июнь превышен в обрабатывающих производствах на 3,9 процента, в добыче полезных ископаемых — в 1,7 раза, в госуправлении и обеспечении военной безопасности — в 1,4 раза. В то же время в сельском хозяйстве заработная плата от областного уровня составила в июне всего 46 процентов, в образовании — 72 процента, в здравоохранении — 84 процента.

Что касается промышленного роста в 5,1 процента, то очевидна четкая зависимость этой цифры от двух ульяновских производств: ОАО «УАЗ» и ЗАО «Авиастар-СП». Другими словами, если автозавод делает на сотню машин меньше, цифра наглядно ползет вниз. Для того чтобы испортить картину статистики, также достаточно не собрать пару самолетов.

По итогам полугодия обозначились несколько провальных статей: это добыча полезных ископаемых (снижение на 9,8 процента) и производство пищевых продуктов (снижение на 8,4 процента). И если ульяновская нефть – для нас материя несколько абстрактная, то о наших продуктах поговорить стоит. Резко сократилось производство местного пива (на 29,5 процента). Что неудивительно — конкуренты давят со всех сторон, («несмотря на 240 млн. рублей инвестиций в 2005 году в ОАО ПК «Витязь»). Меньше стало крндитерских изделий (на 14,2 процента) и – что самое печальное — меньше стали выпекать ульяновского хлеба: на 4,7 процента. Если посмотреть на наши прилавки, то недостатка в продуктах не наблюдается. Отсюда невеселый вывод: у нас все больше завозных, импортных пищевых товаров, мы позволяем обогащаться иностранцам и производителям из других регионов, тем самым усугубляя положение ульяновских крестьян и работников перерабатывающей промышленности. То есть, по сути, это экономическая политика «ножек Буша» в региональном масштабе. Да, есть положительные моменты в открытии сети крупных торговых комплексов, но у ульяновских производителей они продукцию почти не закупают. Нам легче приобрести курагу с юга, нежели собрать свои яблоки и тем самым поддержать своих сельчан. Впрочем, устойчивый рост наблюдается в производстве водки и ликеро-водочных изделий — в 2,8 раза. Уж в чем, а водке Ульяновская область недостатка не испытывает.

Таким образом, итоги социально-экономического развития области за полгода можно оценить как неоднозначные. Если говорить в общем и целом (а именно так предпочитают экономисты), то спад экономики остановлен. Даже в рейтинге регионов ПФО мы теперь находимся на приятном восьмом месте из 14. Нам есть куда стремиться и что улучшать, тем более, что у нас есть еще полгода, глядишь, подтянемся. Но, согласитесь, экономический рост региона все равно отходит на второй план, когда оцениваешь свой личный карман. Там все куда нагляднее…

Сергей Евсеев