– Ну, вот и все, – кратко резюмировал итоги выборов мэра Самары один известный в губернии политик. – У Сергея Семченко не хватило духу затащить Виталика третьим кандидатом во второй тур. Дайте мне мобилу, позвоню, поздравлю Юру с самой удачной за пять лет инвестицией в политику.

Неудавшийся проект «Мэр Самары Виталий Ильин» должен был стать венцом многолетних усилий группы «СОК», активно внедряющейся в политическую жизнь Самарской и Ульяновской областей, да вот что-то расстроилось в глобальных планах. Появившись в первой половине 90-х годов, владельцы группы «СОК» не имели каких-либо политических амбиций. Дело для них это было муторное и малопонятное, тем более что денег не приносило. Люди работали тихо-мирно, если так вообще можно сказать про компанию, которую в некоторых СМИ и интернет-ресурсах политики даже называли финансово-промышленной группировкой, а не группой. СОК не участвовал в местных выборах, но все время пытался найти «непарадный вход» в «Белый дом». Первые шаги оказались неудачными.

Представьте людей в костюмах Adidas со специфическим выражением лица, идущих в «Белый дом» на прием. Смешно?.. Но это была правда. Как итог – в середине 90-х годов компания практически не участвовала в политике. Не доросли. Сами понимали. «Юрий Михайлович, а давайте создадим PR-компанию, которая будет лоббировать ваши интересы в Москве и в регионах», – обратился к президенту СОКа Юрию Качмазову в 1997 году один известный в Самаре политтехнолог. Тогда Качмазов ответил коротко: «Мы пока не доросли, но через пару лет созреем. Сейчас рано». Период политического созревания длился года два. Поход в политику группа «СОК» начала с малого. Ее владельцам пришлось войти в доверие сначала к местным политикам, имевшим большие связи как в Приволжском федеральном округе, так и в столице. «Крестным отцом» политического направления деятельности группы «СОК» является депутат Государственной Думы, председатель комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый. Чем взяли молодые и амбициозные бизнесмены, владельцы группы «СОК» прожженного политика и серого кардинала «Белого дома», никому не известно, однако он им верен до сих пор и помогает советом и рекомендацией в нужном кабинете.

«Пробным камнем» стали выборы в Государственную Думу 1999 года. Владимир Мокрый из губернии уходил с затаенным чувством обиды и в то же время с ощущением, что теперь в регионе остались те, на кого он может опереться на своем пути к новым вершинам власти. Одной из его опор стала группа «СОК». На выборах больше половины средств в избирательный фонд кандидата в депутаты федерального парламента Владимира Мокрого перечислили предприятия группы компаний «СОК»: «Пластик» и «РосЛада» – по 300 тысяч рублей. В стороне не остался и «Тяжмаш», потративший на кандидата в депутаты 250 тысяч рублей. Поговаривают, что средства эти и на самом деле были не бог весть какие. Были и более серьезные и не от… В общем, тишину любят и деньги, и те, кто их дает… Кроме того, хорошим подспорьем для Мокрого стали организационные ресурсы СОКа. Сеть предприятий в Сызранском округе оказалась весьма кстати. А СОК, распробовав блюдо, понял, что пора бы заняться им вплотную.

Где-то в 2000 году владельцы группы обратились к услугам одной из ведущих PR-компаний России – «Никколо М». Проанализировав имидж группы «СОК», сотрудники PR-компании пришли к выводу, что жители Самары и местная элита воспринимают СОК как криминальный бизнес. «Никколо М» начала с построения социально-ответственного брэнда компании. СОК стал ставить детские площадки, заниматься благотворительностью, был создан фонд «Спорт. Образование. Культура» специально для этих целей. А тем временем в команде выделили пару персон, которым предстояло стать ее лицом. Самые известные из них – Виталий Ильин и Алексей Офицеров. Да и бюджет на их раскрутку был не слабенький. Досталось всем. Но это было позже.

В 2001 году к одному самарскому политтехнологу, делавшему предложение Качмазову, обратились представители столичной PR-компании «Никколо М» и предложили поработать с группой «СОК». Задачи ставились следующие: взятие муниципальных Дум в Самаре, Сызрани и Тольятти, выборы мэра Самары из числа депутатов и выборы губернатора. При этом возможность ставки на губернатора Константина Титова исключалась. Иными словами, у СОКа проснулся политический аппетит. Политтехнолог отказался работать с СОКом, и в Самару приехала команда PR-менеджеров из Саратова, почему-то представлявшаяся москвичами. Один из них – в прошлом помощник Аяцкова, второй – не очень успешный саратовский журналист с неоконченным медицинским образованием Лев Павлючков. Серьезные проекты СОКа курировала лично президент «Никколо М» Екатерина Егорова. В качестве полигона для испытаний выбрали не Самарскую область, где на тот момент им могли просто указать на место, а соседние регионы – Ульяновскую область и Республику Удмуртия, где группа контролировала ряд крупных градообразующих предприятий. Поэтому постаралась провести своих людей в местные органы власти. Если в Удмуртии все прошло удачно, то в Ульяновске политические амбиции СОКа притормозил губернатор Юрий Горячев. СОК на выборах поддержал кандидатуру генерала Владимира Шаманова. В ответ обиженный Горячев заявил буквально следующее: «За Шамановым стоит самарский и тольяттинский криминал», – после чего в прогубернаторских СМИ появились истории о «наперсточном прошлом главы СОКа Юрия Качмазова».

Впрочем, победа Шаманова не принесла группе всех ожидаемых преференций. Генерал предпочел дистанцироваться от СОКа, хотя и деятельности группы не мешал. Пришлось через четыре года губернатора переизбрать. Забегая вперед, скажем, что и с Сергеем Морозовым все оказалось не так уж и просто.

Параллельно с проведением операции «Морозов» представители самарского холдинга объявились в Нижнем Новгороде. СОК, уже по традиции, разродился карнавалом выпускников с участием местной политэлиты и байкеров. Как писали местные СМИ, «некая самарская группа «СОК» пытается принять участие в выборах депутатов Законодательного собрания и даже финансирует некоторых кандидатов». Партнером по этому проекту нижегородские эксперты называли главу группы «Северсталь» Алексея Мордашова, тогда как у него не самые теплые отношения с группой. Особенно с учетом того, что люди СОКа имеют виды на ОАО «Ульяновский автомобильный завод» и его смежников. В Нижнем Новгороде политический проект не пошел, и его свернули. На некоторое время.

В 2004 году в Самарской области получило развитие новое для региона политическое явление. Впервые с начала 90-х в борьбе за власть на муниципальном уровне активно включились ведущие финансово-промышленные группы губернии. «Волгопромгаз», «Волгабурмаш», группа «СОК» накопили мощные денежные ресурсы, обзавелись собственными электронными и печатными СМИ или значительными пакетами акций телерадиокомпаний и газет, наладили связи с областной властью. Годом наиболее активной политической экспансии группы «СОК», разумеется, стал 2004-й… Подчеркнем – публичной экспансии. И началось. Лояльные СОКу люди пришли в мэрию Сызрани и городские Думы сразу нескольких муниципалитетов, включая Самару и Сызрань, в администрацию Ульяновской области…

В какой-то момент выборы превратились для группы в еще один своего рода производственный конвейер. В некоторой степени это действительно был конвейер. Технологии и приемчики, примененные на одних выборах, тиражировались потом на вторых, и на третьих, и на четвертых… Показавший свою эффективность в Самаре «ЛюбиМЫй город» через пару месяцев обнаружился в Сызрани, а ближе к зиме – и в Ульяновской области. Сначала совершенно необоснованными слухами о возможном переносе из Саратовской области в Сызрань завода по уничтожению химического оружия напугали сызранцев, а потом той же информацией попытались «поддеть» противников мэра Димитровграда Сергея Морозова, которого поддерживал СОК. Несколько недель назад такой же слух попытались запустить в Самаре. Избирательные бюллетени для выборов в Самарскую городскую Думу печатали в Удмуртии в типографии ООО «Ижпринт», принадлежащего СОКу, и оттуда же привезли бюллетени для голосования на выборах главы Сызрани и Сызранской городской Думы, а теперь и мэра Самары.

Что касается «ломовых» методов вроде избиркомов, которые без зазрения совести снимали с регистрации коммунистов в Самаре и лишили победы Василия Янина в Сызрани, то они и вовсе стали «визитными карточками» участия СОКа в политике.

Что поделать, они ведь еще только учились – до тонкостей ли тут, когда есть финансы, предприятия с лояльными директорами и купленные СМИ.

В Ульяновской области выборы губернатора прошли под градом обвинений СОКа, основанных преимущественно на истерических лозунгах вроде «Самарские оккупируют Ульяновскую область!» Газеты пестрели заголовками о «самарском спруте», который «безраздельно господствует в Димитровграде, Ижевске, Сызрани и других городах России». За такой «антипиар» соковцы должны были только благодарить своих соперников.

Образ монстра, похоже, отнюдь не вызывал в каждом жителе Ульяновской области чувства «маленького, но гордого человека». Большинство предпочло смириться с завоевателем – на выборы они не пришли. Сергей Морозов, давший зеленый свет СОКу в родном Димитровграде, после победы впустил представителей СОКа и в свою губернаторскую резиденцию. Идиллия длилась недолго. В период напряженных отношений СОКа с государством и передела сфер влияния на ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Морозов принял решение вычистить представителей группы из правительства. Что было сделано в короткие сроки и с явным удовольствием.

Однако самым твердым орешком для группы «СОК» стала Самара. Несмотря на победу в городской Думе, особых преференций СОК для себя так и не получил. Так, по мелочам. В каких-то вопросах администрация Самары учла интересы группы, где-то согласилась с их предложениями. Одним словом, кусок кинули, а весь пирог не отдали.

Для правильного распределения Самары в бой за куски был брошен вице-президент группы «СОК» Виталий Ильин. Первое время он весьма мало походил на политика. А что еще можно ждать от пиармейкера, в прошлом инструктора тренажерного зала, увлеченного разного рода эзотерикой, частого клиента гадалок, просто подсевшего на гороскопы. Впрочем, последнее характерно для многих бизнесменов. А вот магазины типа «Ганг» открывают не все. Виталий Ильин открыл.

Со временем он закалился в баталиях и с трибуны городской Думы не стесняясь рубил правду-матку. Не всю, конечно, но старался. Как итог – он стал нравиться не только сотрудникам группы, но и простым обывателям. Злые языки уверяют, что на реализацию проекта «Ильин – мэр» и на сопутствующих проекту людей и другие проекты (читай – на ветер) группа «СОК» за три года пустила около $30-40 млн. Рассчитывали, что деньги «отобьются» за счет передачи в собственность группе муниципальных объектов, строительных площадок и прочих денежных тем.

Что получили в действительности? Жители города по большей части перестали представлять СОК как криминальную структуру. В городе появились детские площадки, у некоторых ветеранов – телевизоры и холодильники, было создано движение скаутов. Да, забыли отметить. Участники всех благотворительных проектов сменили квартиры, строят коттеджи, покупают не бюджетные иномарки. Но самого главного в СОКе так и не увидели. Не принесли им ключей от города на блюдечке с голубой каемочкой. Даже результаты нынешних выборов свидетельствуют о том, что в помощи людей из группы на три буквы как-то никто не нуждается. Возникает вопрос, кто ответит за провал одного из главных проектов группы «СОК». Или просто Самара оказалась для них слишком крепким орешком?