Заговорили о монополии перекупщиков на рынках российских городов. Внешнеполитические события, ставшие толчком кампании, известны. Сознавая это, мы поспешили присоединиться к «генеральной линии» и выяснить, с какими сюрпризами (и главное – по какой такой причине?) сталкивается сегодня обычный российский гражданин, вздумавший встать за рыночный прилавок? На все рыночные вопросы корреспондента «ДЗ» ответил председатель Ульяновского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Анатолий Сага
Во избежание неприятностей
С чем сталкивается простой человек, вздумавший торговать на рынке?
Первое. Если он просто встанет за прилавок и назначит свою цену за товар, то ему объяснят, что этого делать нельзя. Во избежание неприятностей. Придут и объяснят – ребята, реально контролирующие торговлю на рынке. Вы видели, сколько здесь стоит мясо. В то же время мне из районов звонят и жалуются: «Не знаем, куда свинину деть!» В частности, звонили из Тереньгульского и Новомалыклинского районов. Люди выращивают скот, но сдать его не могут, либо вынуждены сдавать по бросовой цене, которую диктует перекупщик. Если же человек сам встанет за прилавок, то, кроме всего прочего, он столкнется с препонами, которые ему непременно будет ставить администрация рынка. Следующая проблема – это поборы контролирующих, помогающих, консультирующих и прочих структур. Это услуги по хранению на рынке товара, по предоставлению весов… Все направлено на то, чтобы слдрать с торговца как можно больше.
Мне лично приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда приезжают бандиты из различных группировок и борются за право, кто будет «крышевать» того или иного предпринимателя. Под действие такого рэкета попадают люди, которые не знают законов и предпочитают просто не связываться. А куда бедному предпринимателю податься, если зачастую люди, выступающие в качестве крыши, решают проблемы более эффективно, чем милиция? Многие делают вывод, что лучше отдать 300 рублей в месяц и не иметь проблем, чем бороться за свои права и иметь каждый день проблемы.
Одни нарушают, другие позволяют
Вы говорите о ненормальной ситуации на наших рынках. Но это лишь частный случай ненормальной ситуации в стране, в субъекте Федерации, в городе. Отсутствуют четкие и ясные механизмы ответственности чиновника за свои действия или свое бездействие. Функционер, представитель власти может творить все, что угодно. А такая ситуация влияет на менталитет человека, работающего на рынке.
Выражение из фильма «Два бойца»: «Самая главная часть любого оружия – это голова его владельца!» Так вот, причину отсутствия порядка или нарушения закона необходимо искать как раз в головах людей. И тех, кто нарушает закон, и тех, кто позволяет нарушение закона в отношении себя.
Продается рынок. Недорого
Вы, наверное, видели в телевизоре выступление председателя Ульяновской Городской Думы Василия Гвоздева на фоне Центрального рынка, горько сожалевшего о том, что рынок продали всего за 115 миллионов рублей, хотя реальная его цена не менее миллиарда. Что же произошло с Центральным рынком? Он имел хороший земельный участок, прилегающий непосредственно к главному зданию, находившийся в муниципальной собственности и позволявший развивать инфраструктуру рынка достаточно эффективно. Бывший мэр г-н Романенко раздал эту землю бесплатно, без конкурса и аукциона, своим приближенным коммерческим структурам. Земельная площадь, оставшаяся в муниципальной собственности, резко сократилась, приблизившись к нулевой. В результате и сам рыночный комплекс резко обесценился…
Даешь честного директора!
На рынке постоянно творятся безобразия. Я приведу только один пример. В 2004 году через бесчисленные обращения в Городскую Думу мы, «Опора России», добились проверки Центрального рынка. В течение трех дней там присутствовали два аудитора контрольно-счетной палаты Городской Думы. Выручка рынка выросла на 73 процента! Не вложив в это ни копейки, подняли выручку! О чем это говорит? Ума не надо большого, чтобы понять, что данные по экономической деятельности рынка искажаются, занижаются и… льются крокодиловы слезы о том, что «в муниципальной собственности рынок не может приносить доход», что «неэффективное управление» и прочее.
Послушав эти вот стенания, мы предложили Городской Думе: давайте объявим конкурс и поставим директором Центрального рынка честного, порядочного, умного, с высокими организаторскими способностями человека. И мы покажем, сколько рынок может принести в бюджет города. Наше обращение было проигнорировано. Мы просили, чтобы нас, общественную организацию, включили в состав комиссии, проверяющей рынок. Естественно, наше обращение тоже было проигнорировано. Эта линия продолжается и в настоящее время.
Чиновнику контроль не нужен
В Городскую Думу поступило предложение экспертно-консультационного совета по развитию предпринимательства Ульяновской области. Я наряду с другими членами «Опоры России» вхожу в состав этого совета, а председателем его является губернатор Ульяновской области Морозов Сергей Иванович. Наша просьба состояла в том, чтобы включить председателя совета (то есть губернатора) в комиссию по приватизации, по землепользованию и землеустройству города Ульяновска. Против этого не возражал и мэр Ульяновска Сергей Николаевич Ермаков. И тем не менее депутаты городской думы отклонили наше предложение. В Уставе города Ульяновска черным по белому написано, что контроль за использованием муниципального имущества находится в компетенции городской думы. Возникает вопрос: что ж вы сами не контролируете и другим не даете?
Отсутствие эффективного механизма ответственности позволяет чиновнику получать хорошее содержание из бюджета, то есть из наших с вами налоговых отчислений – кушать вкусно, жить красиво и ни за что не отвечать. Люди, которые работают на рынке, видят это безобразие, этот беспредел, у них опускаются руки, они ни во что не верят, и зачастую просто не хотят тратить время, силы на то, чтобы отстаивать свои права.
* * *
Заставить чиновника, представителя власти, выполнять свои обязанности и действовать исключительно по закону. И рынок наладится. Ничего нового. Велосипед уже давно изобретен. А уж внешняя политика здесь и вовсе, как оказалось, ни при чем.
С Анатолием Сагой беседовал
Алексею Юхтанов