Александр КАПЛИН: «НАШЕМУ РЕГИОНУ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛИГОНОВ»

Мир, в котором мы живем, ежедневно меняется. Появляются новые предприятия, растет количество автомобилей… Все это так или иначе влияет на здоровье человека и окружающий мир

О том, как обстоят дела с экологией в нашем регионе, рассказал заместитель председателя Областного комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Александр Каплин. Эта структура появилась недавно по инициативе губернатора Ульяновской области Сергея Морозова в рамках проводимой президентом России административной реформы. Но уже плотно взялась за выполнение своих обязанностей.

– В целом экологическую ситуацию в Ульяновской области нельзя назвать неблагоприятной. Хотя, конечно, в нашем регионе есть свои «вечные» проблемы, например, с питьевой водой. Но руководство МУП «Ульяновскводоканал» делает все возможное, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. Вторая, но не менее важная, проблема – это загрязнение воздуха. И в этом нет ничего удивительного. Это характерно для любого мегаполиса с населением более 500 тысяч жителей. Кстати, в основном воздух загрязняет автотранспорт. Поэтому усилия контролирующих органов нужно направлять на соблюдение утвержденных технических регламентов. Например, на качество моторного топлива, масел и тому подобное.

Кто должен заниматься мусором?

– Сегодня многие ульяновцы жалуются на то, что во дворах не всегда вовремя убирают мусорные контейнеры. Из-за этого появляются крысы, неприятный залах… Вы каким-либо образом боретесь с этой проблемой?

– Наш комитет в этой сфере, прежде всего, интересует вопрос упорядочивания обращения отходов на территории города Ульяновска. Ни для кого не секрет, что сегодня у нас появилось слишком много несанкционированных свалок. Зачастую мусор сваливают в лесопосадках, что категорически неприемлемо. Живописные места превращаются в отстойники.

– Выходит, мусор просто не довозят до специально оборудованных свалок, а деньга с населения собирают…

– И в этом вопросе нужно серьезно разбираться. Оказывается, что муниципальные власти почему-то не заинтересованы вводить в нашем регионе систему раздельного сбора отходов. Чиновники объясняют свою позицию тем, что люди к этому не привыкли и вряд ли начинание поддержат. Однако уже во всех развитых странах сортировка мусора является само собой разумеющимся явлением. И предприниматель, работающий в этом бизнесе, но не занимающийся раздельным сбором отходов, платит более высокий налог, нежели тот, кто вовлекает во вторичный оборот отходы. Кстати, в советское время, насколько я помню, в нашем подъезде рядом с мусоропроводом тоже стоял контейнер для пищевых отходов. Потом ситуация изменилась. Контейнер для пищевых отходов по непонятным причинам пропал. Не исключено, что исчезли переработчики пищевых отходов, поэтому отпала и необходимость в сортировке.

– А есть ли в нашем регионе фирмы, занимающиеся переработкой отходов?

– На сегодняшний день в Ульяновске нет ни одной промышленной сортировочной линии. Есть несколько перерабатывающих отходы производств, но они не комплексные и маломощные.

На целый город – две свалки

– Многие чиновники сегодня говорят о том, что городу не хватает свалок…

– Крупных свалок у нас фактически две. На правом берегу – Баратаевская, на левом – Красноярская (она расположена в шести километрах от Верхней Террасы и в километре от реки Волга – ред.). Последняя выработала свой ресурс еще в 1996 году. Поэтому был разработан новый проект, который позволил продолжить эксплуатацию этой свалки курганным способом. Хотя, по общепринятым правилам, ее стоило бы рекультивировать. То есть восстановить плодородный слой почвы и засадить так, чтобы она не была заметна невооруженным глазом и не влияла на окружающую среду. К сожалению, в Ульяновске нет ни одного полигона. Появляются полигоны в Инзе и Димитровграде.

– А чем полигон отличается от обычной свалки?

– Полигон – это сложное природоохранное сооружение, где в обязательном порядке должен быть гидроизолирующий слой, не позволяющий прошедшей через отходы жидкости, например, от осадков или полива со сточными водами, уходить в грунт. На современном полигоне должно быть много объектов, направленных на охрану природы и человека. Но такие проекты достаточно дорогостоящие, поэтому желающих работать в этом направлении не слишком много.

В Цильнинском районе одно время предлагали построить полигон по захоронению токсичных отходов. В конце 80-х прошлого века авиазавод даже начал работать в этом направлении. Но местные жители возмутились, и проект приостановили. Хотя для области, с точки зрения экономики, он был бы выгоден.

– Кстати, в Ульяновске немало крупных предприятий, на которых тоже скапливаются отходы. Возможно, опасные для здоровья людей. Что происходит с ними?

– Промышленные отходы с машиностроительных предприятий, УАЗа, «Авиастара», моторного завода, УЗТС сейчас вывозят в другие регионы. Как правило, транспортируются они в одни и те же места. Приходится искать переработчиков и соответствующие полигоны по всей России.

Ольга КОВАЛЕНКОВА.

КП-Ульяновск, от 19.10.06