Ежегодно на российских дорогах погибает около 35 тысяч человек… Эту информацию мы слышим настолько часто, что она уже набила оскомину и не воспринимается как трагедия государственного масштаба. Но становится страшно, когда эту цифру рассматриваешь не как простое числительное, а, к примеру, как небольшой город численностью в 35 тысяч человек. Представьте, что за год этот город может обезлюдеть…

Цифры и факты

О том, что российские дороги опасны для жизни, говорят и пишут очень много. Понимают это и сами участники дорожного движения. Примечательно, что недавний социологический опрос (его данные опубликованы в центральной прессе) показал, что только 14 процентов россиян назвали ситуацию с безопасностью дорожного движения хорошей, и только восемь процентов опрошенных считают, что водители не нарушают правил дорожного движения. А по мнению большого количества респондентов, ситуация на дорогах за последние два года не только не изменилась, но и ухудшилась. Когда опрашиваемым задали вопрос “Что, по их мнению, снижает безопасность дорожного движения?”, они в первую очередь назвали причины, связанные с так называемым человеческим фактором. Это безответственность и невнимательность, незнание или несоблюдение правил дорожного движения и водителями, и пешеходами. В числе причин называли также пьянство и употребление наркотиков участниками дорожного движения. Всем известно, к каким необратимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения (о ситуации в Димитровграде в “ДП” рассказывалось в предыдущем выпуске “Правопорядка”). В особенности, когда за рулем находится пьяный водитель. В России только за первые пять месяцев этого года по вине пьяных водителей погибли 677 человек и 6962 получили ранения, зарегистрировано 4676 ДТП.

Трагедия, произошедшая в прошедшую пятницу под Рязанью, потрясла всю страну. Автомобиль ВАЗ-2105, за рулем которого находился пьяный водитель Анатолий Климкин, не имевший водительских прав, врезался в колонну курсантов Рязанского училища ВДВ. В результате преступной халатности этого гражданина три десантника скончались на месте, еще трое умерли в госпитале, а 22 человека получили травмы. В шесть российских семей пришло страшное горе. Гробы с телами парней, жизнь которых оборвалась по воле одного человека, севшего за руль машины пьяным, были доставлены в Архангельскую, Костромскую, Ивановскую и Белгородскую области, а также в Псков и Ессентуки…

Несколько глотков водки и две человеческие жизни

Аналогичные трагедии происходят и на наших дорогах. Так, 17 мая 2006 года на автодороге Новоселки – Ковыльный водитель автомашины ГАЗ-САЗ-3507 совершил столкновение с ВАЗ-21150. В результате дорожно-транспортного происшествия водитель и пассажир легкового автомобиля от полученных травм скончались.

В тот день около шести часов утра Владимир Петрович Маданов как обычно пришел на работу в гараж СПК имени Крупской. Взял путевой лист, заправился и на закрепленном за ним автомобиле марки ГАЗ поехал на зерноток четвертого отделения СПК в поселок Видный. Автомобиль находился в исправном состоянии, о чем перед выездом в путевом листе механик сделал отметку. В нормальном состоянии находился и водитель, что также было отмечено в документе медиком.

На зернотоке Маданов проработал до 12 часов. После того, как агроном сказал ему, что на сегодня объем работы выполнен, водитель уехал. Но вместо того, чтобы сразу ехать в гараж, Маданов заехал в магазин и взял бутылку водки “Немиров” емкостью 0,37 литра: накануне он выпивал и ему, видимо, захотелось опохмелиться. Только после этого он поехал в поселок Новоселки, чтобы поставить автомобиль в гараж. Однако по пути заехал в лес, где выпил два глотка водки (около ста граммов), после чего поехал в поселок – водитель обязательно должен был поставить машину в гараж, только после этого его рабочий день заканчивался.

Сидя за рулем машины, Маданов почувствовал вялость, усталость (накануне он плохо спал), но продолжил движение. Как произошло дорожно-транспортное происшествие, не помнит. Возможно, он даже уснул за рулем, поэтому легковой автомобиль увидел только после ДТП.

Маданов пришел в себя в кювете на встречной стороне. Он вышел из машины и увидел, что в кювете стоит еще и автомобиль ВАЗ-21150. Обе машины были повреждены. Тут то он и понял, что произошло столкновение. К тому времени пострадавших на месте происшествия уже не было. Но были сотрудники милиции, которые производили осмотр места ДТП. От них Маданов узнал, что в результате столкновения погибли ребенок и водитель автомашины ВАЗ.

Так рассказывал Маданов о произошедшем на следствии и на суде. Уголовное дело по обвинению 46-летнего водителя СПК имени Крупской рассматривалось в Мелекесском районном суде в августе этого года. Ему вменялась в ответственность часть 3 статьи 264 УК РФ – нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Кроме того, он выехал на полосу встречного движения, создав опасную ситуацию для водителя другого автомобиля. Маданов управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Лоб в лоб

Люди, находившиеся в автомашине ВАЗ-21150, ехали из Новоселок к поселку Просторы. За рулем автомашины находился ее владелец Александр Викторович Фомин. В поселок он вез четверых пассажиров: супругов Давыденко (фамилии потерпевших изменены), их сынишку Дмитрия (мальчик родился в 2004 году) и родственника Давыденко Глебова. Последний сидел на переднем сиденье, а супруги – на заднем. Мальчик сидел на коленях мамы.

Машина двигалась по своей полосе, водитель был трезв. Ничто не предвещало беды. Когда машина проехала небольшой поворот и выехала на прямой участок, Давыденко увидел автомобиль марки ГАЗ, который находился примерно в двадцати метрах от их машины. Другой автомобиль ехал по их полосе во встречном направлении. Машина двигалась прямо на них, лоб в лоб. С какой скоростью двигался этот автомобиль, Давыденко сказать не мог, но машина ехала быстро.

Чтобы избежать столкновения, водитель Фомин притормаживал, затем стал прижиматься ближе к обочине. Но ГАЗ продолжал надвигаться на них, не сворачивая и не снижая скорости.

Удар автомобиля ГАЗ пришелся в левую сторону легковушки. От этого автомашину подбросило, она перевернулась и оказалась в кювете вверх колесами.

Супругов Давыденко с сыном на попутной машине доставили в больницу. Но травмы, полученные ребенком, оказались очень серьезными. Дима умер в больнице. В больнице скончался и водитель машины Фомин. Жена Давыденко и Глебов получили телесные повреждения. Мальчик был единственным ребенком в семье Давыденко, Фомин – главой семьи…

Приговор суда

Подсудимый раскаялся в содеянном, признал вину, просил прощения у потерпевших. Учтя все обстоятельства, суд посчитал необходимым и обоснованным назначить Маданову наказание в виде лишения свободы, так как менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Его исправление невозможно без изоляции от общества. Мелекесский районный суд приговорил подсудимого к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также лишил его права управлять транспортным средством на три года. Маданова взяли под стражу в зале суда.

В суде также были рассмотрены гражданские иски потерпевших о взыскании денежной компенсации морального вреда. Они были удовлетворены частично. По решению суда сельскохозяйственный производственный кооператив имени Крупской должен выплатить 415 тысяч рублей.

За гражданскими истцами судом было также признано право на удовлетворение гражданского иска к данному СПК и взыскании имущественного вреда. Решено передать вопрос о размере их возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства в связи с необходимостью произвести дополнительные расчеты.

Конечно же, водитель Маданов не хотел этих жертв. Но, выпивая, он не думал и о последствиях своего поступка. Как не думают об этом тысячи граждан, садящихся за руль нетрезвыми.

Д.НАДЕЖДИНА