Почти сорок лет назад, в ходе многомасштабного строительства Ульяновска в честь 100-летия со дня рождения Ленина, был заложен и парк Дружбы народов. Одновременно были проведены капитальные противооползневые работы на волжском склоне и создана мощная система дренажных сооружений. В будущем на косогоре планировалось построить ряд аттракционов, кафе и даже соорудить что-то вроде детского трамвая, чтобы тот ездил по аллеям парка. Но против этого выступили специалисты – геологи, исследователи недр: они обратились к тогдашнему первому секретарю обкома Г. Колбину и обрисовали ему катастрофические последствия подобных действий, и тот, посчитавшись с мнением ученых, запретил дальнейшее строительство. И вот сегодня, много лет спустя, этот вопрос вновь возник: на сей раз по поводу строительства горнолыжной трассы и сопутствующих ей атрибутов отдыха для туристов -сети кафе национальных кухонь, комплекса летних развлечений, автомобильных стоянок, картодрома, зоны для пикников и даже летнего скаутского лагеря. Несмотря на протесты все тех же ученых и общественности, областные и городские власти дали «добро» этому проекту, осуществляемому неким ООО «Ленинские горки».
Проблему комментирует депутат Законодательного собрания области Олег ГОРЯЧЕВ:
– С самого начала этот проект смахивал на авантюру, подобную той, которая чуть было не случилась у нас два года назад, когда на Венце решили строить Свято-Троицкий собор и соседние исторические здания подверглись деформации. Представляете, авторитарный коммунист Г.Колбин гораздо бережнее относился к экологии, истории и культуре Ульяновска, нежели нынешние либеральные руководители!
Специалисты прекрасно понимают всю сложность ситуации на Венце и катастрофический урон городу, в случае вмешательства в то хрупкое равновесие, которое исторически сложилось на волжском косогоре. Что он собой представляет? Некий пирог, состоящий из поверхностного слоя земли, глинозема и
гравия. Если каким-то образом разрушить ту дренажную систему, которую соорудили много лет назад (и, кстати, впоследствии почти не выделяли средств на ее реконструкцию), то ливневые воды размоют глиноземный слой и косогор «поплывет»-с одной стороны вниз к Волге, похоронив под собой и железную, и автомобильную дороги, а с другой стороны – по направлению к Свияге, через стадион «Труд» и Центральный рынок. То есть вся историческая часть города будет разрушена.
Вот такие последствия! И об этом который год предупреждают власть авторитетнейший геолог И.Мирошников и старейший специалист противооползневых работ В.Кочергин.
Три года назад, во времена В.Шаманова, эту же проблему поднимал в своей передаче «Момент истины» известный телеведущий А.Караулов, но по-прежнему ее не воспринимают всерьез. Говорят, денег нет! Только на реконструкцию старых дренажных сооружений и строительство новых сегодня требуется не менее 11 млн. рублей, а на их эксплуатацию -2 млн. рублей ежегодно. По самым скромным подсчетам, противооползневые и берегоукрепительные работы обойдутся в 2-3 раза дороже самого проекта «Ленинских горок». Странно, что бизнесмены взялись за проект, который требует таких колоссальных вложений!
Интересно, что к началу работ по реализации “Ленинских горок” не было (и до сих пор нет) элементарного плана и государственной экспертизы проекта. Город просто поставили перед фактом, подчистую выкорчевав часть деревьев на склоне, в том числе несколько 200-летних дубов. Видимо, авторы не сомневались, что проект получит одобрение.
О них известно немногое. Инициатором проекта будто бы была компания “Волга-Днепр”, по крайней мере, продвинул идею один из ее руководителей Д. Барышников. Он является также соучредителем ООО “Ленинские горки”, которое будет
заниматься сбором денег под строительство трассы. Кто еще входит в состав фирмы, не разглашается, но рядовые представители этого самого ООО при каждом удобном случае козыряют своими связями с чиновниками обладминистрации. Именно поэтому у общественности создается впечатление, что бизнес и местные власти сообща продвигают “курортный” проект. В пользу этой версии говорит и тот факт, что проект практически одобрил губернатор С.Морозов. В результате -бизнес-план строительства утвердили на региональном совете по инвестициям, обозначили срок реализации проекта – 3 года, стоимость – 3 млн. евро. Самое любопытное – идеологическое обеспечение горнолыжной затеи. Чиновники уверяют, что таким необычным способом можно будет возродить интерес к личности Ленина, и превратить Ульяновск в популярную туристическую зону.
По моему мнению, если бизнесменам так нужен горнолыжный курорт, то почему бы его не построить на окраине города, где склон ничуть не хуже. Выходит, они просто бьются за центр города, а дальше будет, как обычно: захватят лакомый кусок земли, понастроят кабаков, автостоянок и станут получать барыши. О «возрожденной» же личности Ленина, уверен, никто из них и не вспомнит.
И еще одно. Генеральным директором «Ленинских горок» является некто Д.Поливанов. Говорят, это тот самый Поливанов, который одно время был внешним управляющим на «Иштексе» и вчистую разорил его. Если это так, то участи города не позавидуешь!