13 октября губернатор Ульяновской области Сергей Морозов участвовал в выездном заседании президиума Госсовета РФ, проходившем в Ярославле, на котором он, как руководитель рабочей группы Госсовета РФ по вопросам развития транспортной инфраструктуры, представил Президенту РФ Владимиру Путину доклад о развитии сети автомобильных дорог России. 18 октября корреспондент “Димитровград-панорамы” встретился с губернатором и попросил его рассказать о сделанном в Госсовете докладе.

– Сергей Иванович, прежде чем мы начнем разговор о проблемах автомобильных дорог России, познакомьте наших читателей с остальными членами возглавляемой Вами рабочей группы Госсовета РФ.

– По поручению Президента Российской Федерации я возглавляю группу, в составе которой в настоящее время работают заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин, руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, заместитель Министра регионального развития РФ Владимир Дедюхин, заместитель Председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова, заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Виталий Савельев, заместитель Министра финансов РФ Антон Силуанов, представители Администрации Президента и Правительства РФ, руководители нескольких российских регионов. В ходе подготовки к данному выездному заседанию президиума Госсовета РФ, которая продолжалась несколько месяцев, рабочей группой было проведено два заседания в Москве, а также “круглый стол” в Ульяновске, где обсуждался опыт регионов по развитию дорожной отрасли. На протяжении трех лет тема развития дорожной отрасли неоднократно рассматривалась на высшем уровне. Руководство страны хотело найти ответ на вопрос: “Стоит ли заниматься этой российской бедой, или проблема из числа вечных?” Для этого и была создана рабочая группа, которой поручено изучить эту проблему. Группа работала продуктивно и предложила президиуму Госсовета официально признать решение проблемы, связанной с ремонтом дорог и с их строительством, стратегической задачей государства до 2025 года.

– Как же должна развиваться эта отрасль в стране, где о дорогах испокон веков говорилось, как о национальной беде?

– Мы вынесли Президенту несколько предложений.

Во-первых, необходимо серьезно изменить законодательство и принять основополагающий закон “Об автомобильных дорогах”, в котором было бы обозначено, кто за какие дороги отвечает, условия и система финансирования, а также нормативы, по которым будут приниматься решения о ремонте дорог.

Кроме этого, нами предложено пересмотреть систему управления дорог, так как сегодня, к великому сожалению, даже в условиях реформы по 131-му закону, мы видим, что многие дороги страны просто остались бесхозными, а те дороги, которые принадлежат муниципалитетам, прежде всего поселениям, никак не содержатся – ни финансово, ни организационно.

И третье очень важное направление, о котором было доложено Владимиру Путину, – это создание новой системы финансирования. Получилось так, что когда создавалась сегодняшняя система финансирования дорожной отрасли, не было такой автомобилизации, как сегодня. Ведь только за последние 10 лет число автотранспорта на дорогах России увеличилось на 85 процентов. Для сравнения, за это же время дорогами мы приросли только на 15 с небольшим процентов, да и то в основном за счет того, что приняли дороги другой формы собственности, а строили очень мало. Не способствовало улучшению качества дорог появление в автопарке транспорта грузоподъемностью 12 тонн и выше, при том что дорожное полотно в прежние времена рассчитывалось максимум на машины грузоподъемностью в девять тонн. Сегодняшние грузовики просто разбивают трассы. Изучив большой иностранный опыт, мы предложили ввести новые налоги и платежи, а также изменить существующую систему сбора транспортного налога. Эта система сегодня по Российской Федерации собирает чуть меньше 50 процентов от должного.

– Какой была реакция Владимира Путина на ваши предложения?

– Президент нас внимательно выслушал. Затем заслушал представителей ряда министерств, ученых и губернаторов. По всем трем направлениям поддержал мои предложения и дал поручения внести этот закон на рассмотрение в Государственную Думу к 1 марта 2007 года. Он поручил Министерству финансов и Министерству экономического развития значительно увеличить финансирование дорожной отрасли – более чем в два раза. То есть будет достигнута рекордная для экономики нынешней России сумма в 200 с лишним миллиардов рублей.

Кроме этого, Владимир Путин поручил мне и своей администрации сделать все для того, чтобы наша рабочая группа была постоянно действующей и ежегодно готовила для Президента специальный национальный доклад.

– Сергей Иванович, отдельные политики говорят о том, что дорожную проблему в России можно решить быстрее, чем до 2025 года. Мол, если страна захочет, то все будет хорошо через три года, в крайнем случае, исправить ситуацию можно за пятилетку.

– Так могут думать дилетанты. Конечно же, пяти лет для решения задачи нам не хватит. И как такое может быть, когда в нынешней России более 50 тысяч крупных населенных пунктов вообще не имеет дорог, когда почти 90 процентов дорог общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии – экономический ущерб от нынешнего состояния дорог составляет шесть процентов ВВП. Чтобы решить проблему, нам необходимо до 2025 года построить почти 500 тысяч километров дорог.

– Как на фоне общего бездорожья сегодня выглядит Ульяновская область?

– Это видно на примере Димитровграда. Могу сказать, что в этом году городу оказана значительная финансовая помощь из областного бюджета. На следующий год мы увеличим ее еще в два раза. Только из бюджета области на капитальный ремонт димитровградских дорог в 2007 году будет выделено 40 миллионов рублей. В лучшие советские и постсоветские годы мы с вами тратили на дороги гораздо меньше. Судите сами, какую оценку я могу дать такому положению дел. Только положительную.

Юрий ШЕРСТНЁВ