В Ульяновской области выявлены многочисленные нарушения законодательства о социальной защите детей с ограниченными возможностями. Самое ужасное, что права несовершеннолетних-инвалидов нарушают там, где их должны в первую очередь защищать, то есть в органах социальной защиты населения и образования. К сожалению, отдельные чиновники, призванные стоять на защите прав и интересов детей-инвалидов, допускают в своей работе формализм и равнодушие.

Права детей-инвалидов начинают нарушаться уже в общеобразовательных школах. Так, например, вместо шести разрешенных уроков педагоги ввели седьмой дополнительный. Не хочется им работать в субботу. Мало того, сами занятия продлили по времени, вместо 40 сделали 45 минут. Предельно допустимые нагрузки для учащихся в классах компенсирующего обучения завышались, например, в ульяновских школах № 43, 37, 55, 60, 76, 85.

– Эти дети – с ограниченными возможностями, и для их обучения необходим щадящий режим, – говорит старший помощник прокурора Засвияжского района Ульяновска Татьяна Столярова. – Даже пять лишних минут на урок иногда выливаются за весь учебный день в неуспеваемость по каким-то предметам.

Кроме всего прочего такие дети обязаны быть обеспечены медико-психологической помощью, с ними должны работать психолог, логопед, педиатр. Но увы… Так в специальной коррекционной школе № 23, где обучается наибольшее число детей-инвалидов, по штатному расписанию логопед и педиатр даже не предусмотрены, а имеющиеся 0,5 ставки психолога не укомплектованы. Психологов нет и во многих других учреждениях, где они необходимы. Специалисты отказываются работать за нищенскую зарплату. Квалифицированные преподаватели бегут из коррекционных школ. Ведь заработная плата там просто смешная – 2,5 тысячи рублей. Однако штраф за бездействие должностным лицам грозит от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Прокуратура вынесла предписание городскому отделу образования. Возможно, нарушения исправят, а детскую психику?..

Алексей УМНОВ