В Ульяновской области теперь каждый ребенок будет знать не только свои обязанности – о них ему и так напоминают каждый день взрослые, но и права. В местных школах создают институт уполномоченных по правам ребенка и общий банк данных неблагополучных семей.

Может ли несовершеннолетний быть подвержен административному аресту? Увы, но ответ на этот вопрос в наше время должен знать каждый ребенок. В десятом классе обычной средней школы идет урок по правовому воспитанию детей. Ведет его доброволец Ирина Галиутинова. Она работает учителем истории уже 15 лет. Говорит, что стать уполномоченной по правам детей ее заставила сама жизнь. Если ребенок будет знать свои права, то сможет защитить себя.

Ирина Галиутинова, уполномоченный по правам детей: «Не каждый ребенок пойдет в какую-то администрацию, прокуратуру. А здесь, в школе, если с учителем есть хороший контакт, все свои проблемы он выскажет, соответственно, мне».

Сами дети с интересом относятся к таким предметам. Многие уже могут постоять за себя.

Денис Лебедев, ученик 10 класса: «Я узнал, какие у меня есть права и на что я могу пожаловаться».

Дарья Нестерова, ученица 10 класса: «Я больше начала понимать, что к чему: что я могу делать, чего я не могу делать. На что я имею право, а что пока не могу делать».

Практически в каждой школе Ульяновска появился специальный ящик. Если ребенок стесняется лично подойти с жалобой к уполномоченному, то может ему написать. Даже директор школы не вправе прикасаться к почте доверия.

Людмила Васына, директор 21-й школы Ульяновска: «Я не имею права к этому ящику ни подойти, ни открыть его».

Уполномоченных по правам ребенка в Ульяновской области уже больше ста. В основном это педагоги. Все они работают на общественных началах.

Татьяна Сергеева, помощник губернатора Ульяновской области: «В Ульяновской области нет уполномоченного по правам человека. Но и, соответственно, нет штатного уполномоченного по правам ребенка. Общественность не может сразу все вопросы решить. И мы решили выбрать одну категорию людей, которая наиболее нуждается в защите. Конечно же, это дети».

Пока никаких результатов программа уполномоченных по правам ребенка не дала. Она только начала работать, утверждают ее координаторы.

Елена Домошевская, руководитель программы уполномоченных по правам ребенка: «Мы начали работу по сбору информации именно от наших уполномоченных, какие обращения поступают. И мы планируем по итогам этого года сделать доклад о состоянии прав ребенка в Ульяновской области».

То, что права детей в Ульяновске грубо нарушаются, показывает и прокурорская проверка. Практически в каждой школе представители надзорного органа обнаружили факты притеснения детей. Однако мер, которые прокуратура применяет к чиновникам от образования (в основном это предписания и протесты), явно недостаточно. На этом фоне создание института по правам ребенка выглядит как нельзя кстати.