Дело было так. На местного дворянина Александра Протопопова вдруг «свалилось» огромное наследство. Живший прежде копеечными заработками от частных уроков, он буквально одурел от счастья, и, вместо того, чтобы жить себе в свое удовольствие, уподобился «новым русским» нашего времени и пустился во все тяжкие.
Особенно любил Протопопов приглашать к себе в дом миловидных работниц с Румянцевской текстильной фабрики. Барышни не могли отказать своему работодателю в посещении двухуровневого кирпичного дома, который Александр Дмитриевич снимал в Карсуне. А уж там он их брал в оборот с помощью обильного угощения, при котором слуги то и дело поривали девицам спиртное. Ну, а если те не соглашались, то поривали водочку в шампанское, а то и просто в сок. Как только гостьи «становились совершенно смелыми», барин щелкал пальцами, и в зале появлялся фотограф. Короче, Протопопов делал порнографические снимки, а потом со смехом показывал
своим приятелям-извращенцам. Однако недаром в народе говорят: сколько веревочке не виться, а где-то есть ей конец. Так же вышло и на сей раз. Одна из любовниц Протопопова страсть как любила порыться в вещах своего гражданского мужа, и однажды, как на грех, нашла «карточки» с обнаженными девицами. Ревнивая подружка не стала устраивать скандал, а предпочла отомстить иначе. Она поехала на фабрику и тайком разбросала найденные фотографии. Представляете, что началось? Когда это стало известно отцам и братьям девушек, а слух разнесся почти моментально, мужики бросились на телеги и рысью помчались в Карсун, чтобы посчитаться с барином за бесчестье семьи. Ворвавшись в злополучный дом, где в наше время находится районный призывной пункт, они не только хорошенько намяли бока Протопопову, но и пробили ему череп подсвечником… Впрочем, это еще не самое удивительное. Поистине удивительно то, что изначально психически неуравновешенный Протопопов после травмы головы сделал фантастическую карьеру.
Экзальтированная супруга царя Николая II Александра Федоровна и всемогущий проходимец Григорий Распутин сделали его министром внутренних дел накануне Февральской революции. Как и следовало ожидать, революция свергла самодержавие с поразительной легкостью, а современники при этом только удивлялись бездарным действиям полиции корпуса жандармов во главе с карсунским помещиком.
Конечно, крушение империи не стоит сводить лишь к одному феномену Протопопова, ведь заговорщики, возглавляемые другим нашим земляком: Александром Керенским, помимо того, что ловко подсунули царю бездарного министра, еще умело вывели из повиновения правительству и воинские части столичного гарнизона. Однако это не умаляет того факта, что Протопопов, депутат 3-й и 4-и Государственных дум (а с 14-го года и заместитель спикера), основатель и редактор газеты «Русская воля», расстрелянный чекистами в Москве, был одной из ключевых фигур, предопределивших историю нашей страны, по крайней мере, на 80 лет вперед.