Сегодня во Дворце спорта «Дельфин» начнется очередной, четвертый по счету турнир по тяжелой атлетике, посвященный памяти заслуженного тренера СССР Виктора Павловича Науменкова.

В канун события наш корреспондент встретился с главным тренером по тяжелой атлетике СК «Нейтрон» Александром Эврюковым, которого связывало с Виктором Павловичем почти тридцатилетнее творческое содружество – сначала в качестве спортсмена-штангиста, а с 1983 года началась и их совместная тренерская работа. А.Эврюков и стал автором идеи проведения турнира памяти Мастера, а затем и главным организатором данных соревнований.

– Правильные слова и от частого повторения своей истинности не теряют, – говорит Александр Петрович. – В полной мере это относится и к выражению: «Человек жив, пока люди помнят о нем». И когда на нас обрушилась весть о кончине Виктора Павловича, у меня сразу же появилась идея увековечить память о своем учителе – выдающемся тренере, достигшем в своей работе олимпийских высот, в турнире его имени. Приятно сознавать, что идея оказалась плодотворной, что спортивный мир помнит и чтит память Виктора Павловича, и турнир его имени постоянно расширяет свои границы. Если в первый год его проведения в нем участвовали лишь тяжелоатлеты Димитровграда и Ульяновска, то в этом году ожидается участие десяти команд из различных регионов страны. Второй год эти соревнования входят в календарь тяжелоатлетической федерации России, и турнир стал мастерским.

– Кто-нибудь из штангистов уже стал мастером спорта по результатам, достигнутым на мемориале Науменкова?

– Еще нет. Но, надеюсь, что на предстоящих соревнованиях мастерский норматив сможет выполнить мой ученик Саша Бычков. И тренер тяжелоатлетов Салехарда, которые являются неизменными участниками нашего турнира, Александр Васильевич Бочаров обещал привезти очень перспективную девочку, вплотную приблизившуюся к мастерским показателям.

– Александр Петрович, вы один из тех, кто очень долго общался в работе с Виктором Павловичем. Каким он вам помнится в качестве тренера и коллеги?

– Прежде всего, Виктор Павлович был настоящим Педагогом, с большой буквы. Он умел с первого, что называется, взгляда определить возможности ученика, поставить ему посильные, но непременно на вырост, задачи, и добиться их реализации. Главное, что стремился воспитать в каждом из нас тренер Науменков – это самостоятельность, в самом широком понимании этого слова. Нас поражала и энциклопедичность знаний этого человека, причем не только в области спорта: Виктор Павлович великолепно разбирался в истории, политике, искусстве – во многих сферах жизни – и умел ответить на любой наш вопрос. Добреньким он никогда не был, но был по-настоящему добрым к людям человеком.

С 1983 года я имел возможность работать рядом с ним, и это было замечательной школой, ибо мой учитель был профессионалом высочайшего класса. И все, что было наработано за то время, я сегодня стараюсь сохранить и, по возможности, преумножить.

– А как относился Виктор Павлович к коллегам?

– По-деловому. Но, должен заметить, был несколько ревнив в работе. Особенно не любил, когда кто-нибудь пытался консультировать его учеников.

– Олимпийская победа его ученика Юрия Захаревича не испортил характера Науменкова?

– В общении Виктор Павлович, что называется, каким был, таким и остался. Но мы-то в работе чувствовали, насколько возрос его авторитет в спортивном мире страны и в нашем городе. Виктора Павловича начали регулярно привлекать в работе со сборной тяжелоатлетов страны с той поры, как в Юрий Захаревич стал в команде первым номером, доверяли самостоятельно проводить сборы с ведущими штангистами того времени. А наша сборная команда того времени была сильнейшей в мире. У него тренировались такие выдающиеся мастера «железной игры» как Кузнецов, Курлович, Варданян. При этом, каждому тренеру в группу подбирали штангистов по принципу, что называется, психологической совместимости, близких по духу. У Виктора Павловича тренировались, как правило, люди спокойные, рассудительные, дисциплинированные, беззаветно преданные тяжелой атлетике.

– Как сказались на Викторе Павловиче события начала девяностых годов?

Он очень тяжело переживал развал Советского Союза, в мощь и справедливость которого верил свято. А вслед за этим и отношение к спорту в стране стало сходить на нет, начались материальные проблемы и прочие трудности. Это был самый трудный период в жизни тренера Науменкова.

В этой ситуации настоящим спасением для него приглашение поработать со сборными командами сначала Ньянмы, а затем Филиппин, тяжелоатлеты которых под его руководством добились значительного прогресса в результатах.

– Вы справедливо отметили в нашем разговоре, что лучшая память о человеке – это продолжение дела его жизни. Для Виктора Павловича делом жизни было развитие тяжелой атлетики в нашем городе. Как сегодня обстоят дела в этом плане?

– Должен отметить, что интерес к силовым видам спорта у россиян никогда не угасал, и желающих заниматься у нас много. Только в моих группах занимаются 35 человек, столько же учеников у Владимира Сергеевича Яшанькина. В этом году нам удалось прирастить наш зал еще одним помещением, и теперь мы получили возможность отделить желающих заниматься в группе здоровья от спортсменов. Более действенным стало и внимание к нашим нуждам, хотя по-прежнему, чтобы чего-нибудь добиться, приходится немало порогов обойти. То же относится и к организации турнира памяти Виктора Павловича Науменкова, и хочется, чтобы город еще внимательнее относился к памяти великого тренера, который вывел Димиторовград на мировую орбиту известности и является почетным гражданином нашего города.

Анатолий ЕФРЕМОВ