В прошлом выпуске “МолодеГи” мы затронули тему неуставных отношений между учащимися школ – тему дедовщины. Статья имела резонанс
После выхода статьи позвонили трое жителей города, не назвавшие своих имен, но начальственным голосом высказавшие автору свое демонстративное “фи!”, уверяя, что ничего подобного в учебных заведениях нашего городка “просто не может быть”, и все написанное есть “игра на нервах учителей и директоров”. Они стояли на том, что все у нас в полном ажуре и не стоит путать армию со школой.
Прочитав “Репетицию дедовщины”, встревожились несколько женщин, заподозривших в “мальчике для битья” свое чадо и пожаловавших в редакцию посмотреть на оригиналы фотографий с той показательной дракой. Их предположения не подтвердились, но матери сказали, что им известны факты проведения старшеклассниками некоторых димитровградских школ подобных “уроков дедовщины”. По их словам, в каждом случае проблему родители решали не в стенах школы, а самостоятельно, но сообщать подробности женщины отказались: “Чтобы не было лишних проблем с администрацией школы”.
Был среди противников школьной дедовщины и Юрий И. (отец семиклассника одной из “портовских” школ), который подробно рассказал о том, как с этой проблемой боролась их семья, и о том, что все происходившее в школе было как будто неведомо дирекции. Дело было так.
В конце прошлого учебного года учащийся одного из седьмых классов школы сначала пришел домой с оторванным рукавом куртки, затем с изуродованным рюкзаком, потом с подбитым глазом. На все расспросы родителей он отвечал примерно так: “Нечаянно зацепился. Споткнулся и упал”. Но когда вполне успевающий семиклассник вдруг перестал ходить в школу, и об этом узнали родители, причина пропусков и “нечаянных падений” стала таки известна. Все оказалось предельно просто – банальная школьная дедовщина.
К парнишке, у которого волосы были слегка подкрашены по моде, приставала группа учащихся той же школы, возглавляемая девятиклассником, уже состоящим на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и имеющим особое пристрастие к некоторым клеям. Эта шайка не только насмехалась над парнишкой, но и заставляла его петь блатные песни вроде “Бутырки” или “Владимирского централа”. За неисполнение приказа били.
Одноклассники и друзья не выручали. Дирекция, учителя и доблестная школьная охрана, как говорится, “мышей не ловили” или делали вид, что ничего не замечают, то есть боролись за показатели.
Родители подневольного исполнителя блатных песен решили проблему без помощи администрации школы. Узнали, где проживает “школьный дед” и нанесли деловой визит в квартиру на улице Свирской (отец “деда” – бывший активист и общественник, ныне безработный алкоголик).
Потом в дело вступил старший брат, взявший обидчика за грудки и посоветовавший перестать маяться дурью.
После этого нападки на семиклассника стали слабее, но совсем не прекратились. Только после третьего разговора по-мужски – отец семиклассника побеседовал с “дедушкой” о смысле жизни и перспективах того на роль зэка – от жертвы отстали.
А вот что сказал “МолодеГе” о “неуставных” отношениях в школах Димитровграда атаман димитровградского казачества Сергей Дедюев: “Наши казаки следят за порядком в ряде городских школ и могут сказать, что проблема “школьной дедовщины” на самом месте имеет место. Фактов ее открытого проявления нами пока не зарегистрировано, и стопроцентно подтвержденных фактов тоже пока не имеется, однако, в настоящее время мы пытаемся найти видеозапись, сделанную одним из учащихся, на которой снят процесс унижения одной из жертв. Знаем мы и о том случае, когда мальчик уходил из дома и… прогуливал школу, так как там у него вымогали деньги… Судя же по разговорам учеников, а дыма без огня не бывает, это явление имеет довольно широкое распространение. Оно проявляется в том же вымогательстве денег. Такое изредка бывало и в те времена, когда я учился в школе, но сейчас ситуация гораздо сложнее. Глава города потребовал от ГУВД, от родительских комитетов, от школьных администраций взять ситуацию под контроль. Я как член городского совета отцов считаю, что с проблемой нужно бороться цивилизованными методами: учителя, соцпедагоги и школьные родительские комитеты должны быть более внимательными к отношениям между своими подопечными, и при малейшем выявлении негативных фактов пресекать их развитие. Нужно вовремя выявлять таких “лидеров” и направлять их энергию в нужное русло. Среди причин школьной дедовщины можно назвать то же расслоение общества. Понятно, что мы живем в капиталистическом обществе, и в одну и ту же школу ходят дети из состоятельных семей и не очень обеспеченных. У кого-то сотовые телефоны за несколько тысяч рублей, а у кого-то одни дешевые кроссовки на все случаи жизни. Вот и возникает подобие классовых противоречий. Но проблема решаемая, и наше общество должно ею переболеть и выздороветь. Лишь бы не запустить эту болезнь, чтобы она, как раковая опухоль, не достигла необратимой стадии. Мощнейшие педагогические коллективы, которые есть сегодня в Димитровграде, во взаимодействии с родительскими комитетами и ГУВД могут с ней справиться. Рычаги воздействия на подобных лидеров есть всегда. Возможно, придется прибегнуть с помощи видеокамер, устанавливаемых в местах, где обычно происходят данные инциденты – в туалетах, за школьными углами, в раздевалках. Но это уж как родители решат”.
“МолодеГа” призывает читателей активнее участвовать в разговоре на эту тему. Звоните по телефону 3-21-51, пишите… Более продвинутым предлагаем поучаствовать в дискуссии на форуме электронной версии “Димитровград-панорамы”. Напоминаем адрес сайта – www.dimitrovgrad-panorama.ru