Национальный проект «Развитие АПК» пока работает не достаточно эффективно.
Сегодня сельское хозяйство переживает не лучшие времена. Многие колхозы и совхозы развалились, огромные площади земли заросли травой, молодежь уезжает из деревень. Такая картина сложилась не только в нашем регионе, но и по всей стране. Президент России Владимир Путин решил заняться этими проблемами вплотную. Чтобы переломить ситуацию в лучшую сторону, он выделил четыре национальных проекта: «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и «Сельское хозяйство». Несмотря на это, агропромышленный комплекс у нас все еще в упадке.
Кто, зачем и почему продолжает разваливать сельхозпредприятия, как сдержать рост цен на горюче-смазочные материалы и увеличить на зерно, чтобы производители не оставались в убытке, могут ли депутаты регионального парламента повлиять на несовершенство федерального законодательства?.. Об этом и многом другом с читателями «Комсомолки» беседовал депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Константин Инешин. Точка зрения Константина Аркадьевича оказалась отличной от общепринятой. Но она была обоснованной и взвешенной. Диалог получился конструктивный и насыщенный.
Когда государство повернется лицом к селу?
– Здравствуйте, Константин Аркадьевич, меня зовут Николай Николаевич. Сам я родился в деревне, поэтому очень внимательно слежу за тем, что там происходит. По моему мнению, для того чтобы сельское хозяйство начало развиваться, наше правительство должно повернуться лицом к производителю. Цены на сельхозпродукцию должно устанавливать государство. Более того, покупка и продажа должна происходить без посредников, чтобы не было накруток. Считаю, что региональное правительство без поддержки федерального центра мало что может сделать.
– Вы абсолютно правы. Хочу отметить, что вы не просто хорошо осведомлены, но и глубоко понимаете эту проблему. Без стремления Москвы помогать сельскому хозяйству наш губернатор Сергей Иванович Морозов, к сожалению, ничего масштабного, при всем желании, один сделать не сможет. Ведь основные финансовые средства находятся именно в столице. Но, надо сказать, и мы не сидим сложа руки. Стараемся сделать максимально возможное для того, чтобы поднять село с колен. Так, в этом году сельхозпроизводителям было выделено 100 миллионов рублей для компенсации роста цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Это один из больных вопросов. Ведь все знают, что каждый раз перед уборочной цены на ГСМ резко поднимаются.
Как удержать молодежь на селе
– Меня зовут Анастасия Петровна. Сельское хозяйство сегодня находится в плачевном состоянии. Какие проблемы вы бы назвали основными?
– Хороший вопрос. Емкий. Проблем-то очень много. Наша главная проблема – как вытащить село из ямы, вывести из кризиса.
– Но почему так случилось, что его развалили.
– Вначале 90-х годов финансирование резко прекратилось, и почти 20 лет в сельское хозяйство ничего не вкладывали. Сначала была перестройка, а потом кризис за кризисом… Тогда проблемы сельского хозяйства никого не волновали. И поэтому на сегодняшний момент мы имеем морально устаревшую технику. Большинство хозяйств до сих пор работает на тракторах, которые были закуплены еще в 80-е годы прошлого века! Парк нужно обновлять. Но еще более важная проблема, кто будет работать на этой технике.
– Да. Люди-то уезжают из сел, не хотят там оставаться.
– Кадровый вопрос – один из самых острых.
Я считаю, что нужно обеспечить нормальные условия труда и жизни на селе, тогда люди будут там оставаться.
Мы, депутаты регионального парламента, в свою очередь, пытаемся как-то повлиять на ситуацию на местном уровне. На одном из последних заседаний мы пересмотрели «Закон Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Ульяновской области на 2005 – 2010 годы» и внесли несколько существенных изменений. Молодые специалисты, окончившие вузы и ссузы, которые захотят поехать поднимать село, могут получить в качестве доплаты к заработной плате за первый год – 10 тысяч, за второй – 20 тысяч, за третий – 30 тысяч рублей. Кроме этого, ежемесячно будут добавлять от 1500 до 2500 рублей (меньшую сумму окончившим ссузы и большую -вузы). Согласитесь, хоть это невнушительные суммы, но уже кое-что.
– А вы уверены, что удастся переманить городскую молодежь в село?
– Вы меня не так поняли. Переманивать никого никто не собирается. Сегодня меняется технология работы, и необходимо обучать тех, кто живет в деревнях. Более того, считаю, что нужно развивать
инфраструктуру на селе. Там живут такие же люди, как и мы. И они тоже имеют право на нормальное обслуживание и широкий ассортимент продуктов в магазинах, культурную жизнь, развитую сферу услуг и многое другое. Молодежь ведь уезжает из родных сел отчасти и потому, что в городе жить легче. И это действительно так. Я не собираюсь лукавить.
Сложно ли получить кредит на новое дело
– Звоню по поводу национального проекта «Развитие АПК». Идея, на мой взгляд, хорошая, но реализуется, мягко говоря, плохо. Получить кредит практически нереально! Почему так?
– Сказать, что сегодня в сельском хозяйстве, даже с учетом нацпроекта, все хорошо, я не могу. Положение вещей далеко от нормального. Слава богу, что и федеральное правительство начало это понимать. Однако нацпроект по сельскому хозяйству, в отличие от остальных, находится в менее выгодных условиях. Так, на учителей и врачей средства выделяют из федерального бюджета в виде субсидий, а сельхозпроизводителям лишь выдают кредиты. Конечно, они беспроцентные, но отдавать взятые деньги придется в любом случае. И я боюсь, что с возвратом будут проблемы. Сельское хозяйство – это такая сфера, где рассчитать прибыль от деятельности практически невозможно. Ведь многое зависит от погодных (природных) факторов.
– То есть вы хотите подтвердить мое мнение о том, что кредиты не берут…
– Нет. Кредиты как раз берут. Даже несмотря на то, что для человека, живущего на селе, это достаточно сложно. Но те, кто настроен активно и серьезно, поставленной цели добиваются. Объемы выданных кредитов увеличиваются, хотя не так, как мы рассчитывали.
– А в области у нас много взяли РЕАЛЬНО?
– Давайте я сейчас при вас позвоню директору «Россельхозбанка», и он назовет точную цифру. (Константин Аркадьевич взял свой мобильный и набрал номер. Буквально через минуту он назвал число). Выдано 2553 кредита на общую сумму 246 миллионов 205 тысяч рублей. Но по плану должны были освоить сумму под миллиард рублей.
– Почему не получилось? В чем причина? Может быть, процесс оформления бумаг слишком сложный и его нужно упростить?
– Не в этом дело. Процедура максимально упрощена. Не нужно думать, что кредиты начнут давать «под честное слово» и только с предъявлением паспорта. Какие-то бумаги оформить все равно придется. Просто
процесс только начался, но темпы он набирает на глазах.
Инвесторы не бросают денег на ветер
– Александра Борисовна беспокоит. На ваш взгляд, село можно вывести из кризиса?
– Разумеется. Другое дело, что вы подразумеваете под этой формулировкой. Должен вам сказать, что село XXI века не будет похоже на село XX, и уж тем более, XIX. Несмотря на свой консерватизм, село меняется и становится современным, цивилизованным.
– Андрей Иванович вам звонит. Вот сейчас все говорят о том, что в село вкладывают значительные инвестиции. Я как-то этого не вижу. Складывается ощущение, что деньги уходят как вода в песок.
– Я не видел ни одного инвестора, который бы «выбрасывал» деньги на ветер. Любой бизнесмен сначала просчитывает все на бумаге. Сколько нужно денег вначале. Какую прибыль удастся получить в итоге. Какие могут возникнуть проблемы и непредвиденные ситуации. Кроме этого, вы должны понимать, что в сельском хозяйстве не бывает быстрой отдачи: вложил рубль -получил два. Нужно время, чтобы проект заработал в полную силу.
– Спасибо вам за такой полный, исчерпывающий ответ. Приятно было с вами пообщаться. До свидания.
“КП”-Ульяновск от 31.10.06