Коммуникациям «городского теплосервиса» низкие температуры не страшны.
В преддверии зимы тема отопления актуальна как никогда. Что же нам ждать от предстоящего сезона холодов? Возможны ли аварии в случае низких температур? Может ли в Ульяновске повториться сценарий городов, оставшихся в прошлом году без отопления в самые трескучие морозы? Эти и другие вопросы мы задали директору Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской тепло-сервис» Александру Тиханушкину.
– Александр Васильевич, прошлая зима была очень суровой. Чем грозят Ульяновску такие низкие температуры?
– Да о каких низких температурах вы говорите?
Прошлая зима была нормальная. -30 градусов – это обычный мороз для России. Наше оборудование рассчитано на такой холодный климат, поэтому ни один дом без тепла мы не оставили. Порывы на сетях, конечно, были, но мы устранили их в считанные часы. В этом году, думаю, мы сработаем не хуже, хотя от аварий и отказов оборудования никто не застрахован.
– УМУП «Городской теплосервис» занимается транспортировкой тепла, как прошла подготовка к предстоящей зиме?
– Наше предприятие поставляет тепло 60-ти процентам населения Ульяновска. Всего на балансе предприятия около 600 километров сетей и 101 центральный тепловой пункт. Их обслуживают 650 человек. Ведь сети – это не просто две трубы, проложенные в траншее. Это еще и энергетическое оборудование, мощные электронасосы, измерительные приборы, средства связи, автоматика и многое другое. У нас большой автотранспортный цех – 86 единиц спецтехники. Есть еще строительный участок, который занимается ремонтом асфальта. То есть заделывает то, что рас копала другая наша бригада в процессе ремонтных работ. Что касается подготовки к зиме, то все основные работы мы провели в течение лета. Сразу после отопительного сезона про шли гидравлические испытания, в результате которых выявили 220 порывов. По итогам испытаний была скорректирована производственная программа, согласно которой заменили 33 километра сетей, более 650 задвижек, подготовили к работе все ДТП и ТП, отремонтировали электросетевое хозяйство и насосный парк. В сентябре наше предприятие получило паспорт готовности, а с 1-го октября, по постановлению мэра, мы поставили сети на циркуляцию и начали подавать горячую воду. Серьезных аварий быть не должно. А если нештатная ситуация и случится, то ее устранит наша служба. Она дежурит круглосуточно и готова выехать в любой момент.
– В каком состоянии сейчас находятся теплосети?
– В удовлетворительном. С 2002 года предприятие ежегодно меняет ветхие коммуникации – от 30 до 35 километров в год. Это позволяет избежать серьезных аварий. Можно менять и больше, но это приведет к увеличению тарифов. Дело в том, что объемы ремонта и тарифы взаимосвязаны. Цены на коммуналку и так многократно возросли, поэтому региональная энергетическая комиссия (РЭК) не хочет их повышать. В принципе, таким образом РЭК как бы защищает интересы населения. Тогда давайте рассматривать эту проблему под другим углом. Это же проблема общегородская. Давайте создадим целевую программу, чтобы замена труб не отражалась на карманах ульяновцев. Но следом возникает другая проблема: бюджет нашего региона может просто не потянуть такие расходы. Еще одна проблема – недоплата со стороны населения. То есть жители Ульяновска не оплачивают 100 процентов стоимости тепла и горячей воды, а разницу нам никто не покрывает. Но и это еще не все. Даже по тем тарифам, что нам установлены, многие люди не платят! Причем это не только малоимущие, но и вполне благополучные граждане. На сегодняшний день долг по этой статье составляет более 200 миллионов рублей. В ближайшем будущем мы намерены публиковать в прессе списки злостных неплательщиков – как физических, так и юридических лиц. Может быть, такая мера разбудит их совесть!
– А как так получается, что осенью или весной, когда относительно тепло, топят так, что люди вынуждены открывать окна. Неужели нельзя прикрыть кран и сэкономить топливо?
– Наша задача довести теплоноситель до дома. Причем он должен быть определенной температуры. В подвале каждого дома смонтирован элеватор, регулирующий температурный режим здания. Наша режимно-наладочная служба осуществляет расчет распределения тепловой энергии по кварталам, согласно договорным нагрузкам. А за регулированием режима отопления и распределением горячего водоснабжения должны следить службы жилищно-коммунального хозяйства. После того, как эксплуатацию и регулировку внутридомовых систем станут производить должным образом, можно будет говорить об улучшении качества коммунальных услуг.
– Сейчас все чаще говорят об использовании труб, изготовленных не из стали, а из других материалов. Как обстоят дела с подобными нововведениями в Ульяновске?
– Уже два года в проблемных местах, например, на Нижней Террасе, где из-за грунтовых вод коммуникации подвергаются коррозии, мы используем трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ).Срок их службы минимум 50 лет. А стоят они примерно столько же, как и стальные. Сейчас мы набираемся опыта. Возможно, со временем перейдем только на «чугун». Вообще новые технологи – это единственный выход повысить эффективность работы предприятия. Например, сейчас мы, как и наши коллеги из других регионов, активно внедряем частотно-регулируемые привода для электромоторов. Они контролируют работу двигателя и регулируют давление воды в системе водоснабжения. Допустим, вечером, когда люди активно пользуются водопроводом, двигатели работают интенсивно, нагнетают давление. А днем, когда большинство горожан на работе, электромоторы останавливаются, чтобы давление в системе уменьшилось. Таким образом экономится электроэнергия и достигается стабильность напора воды. Кроме того, мы компьютеризируем диспетчерскую службу. Покупаем программы, с помощью которых можем даже просчитать, смоделировать, различные варианты развития событий на случай форс-мажорных ситуаций.
– Ваше предприятие рентабельно?
– Да, чистая прибыль за девять месяцев текущего года составила около 25,5 миллионов рублей, но она только на бумаге. Дело в том, что у нас большие долги. УМУП «Городской теплосервис» было создано в 2003 году, а долги за ним сохранились с 1995 года. Плюс к этому недоплаты населения. Так что наше рентабельное предприятие не может свести концы с концами.