Старомайнский район в последнее время активно разворачивает инвестиционную деятельность. Одновременно здесь реализуется около полутора десятков проектов.

Подчас – неожиданных.

О стратегии развития района «Ульяновской правде» рассказывает его глава Сергей Галант.

– Сергей Семенович, как вы оцениваете инвестиционный потенциал района?

– Считаю, он достаточно высок – как для краткосрочных, так и долгосрочных вложений. В числе первоочередных – инфраструктурные. Так, большим событием для нашего района, который до нынешнего года имел всего одну автозаправку, стало появление сразу трех новых АЗС. Каждая из них – это налоги на землю, зарплата, рабочие места.

Вместе с тем есть и более серьезные планы. Самарские инвесторы размещают на базе бывшей «Сельхозтехники» штамповочное производство. Вскоре у нас должно заработать предприятие, которое будет выпускать изделия для электротехнической промышленности. Открывается 100-120 новых рабочих мест, а объем промышленного производства составит 120-150 миллионов рублей в год.

Наш подход к выбору инвестиционных проектов может показаться необычным. Достаточно сказать, что лишь один из них будет реализован в сельском хозяйстве. И вот почему. В развитых странах не более двух-пяти процентов трудоспособного населения кормят всех остальных. У нас же сельским хозяйством занимается примерно 40 процентов населения. А все по той причине, что используются неэффективные методы ведения хозяйства, устаревшая техника, отжившие технологии. Представим теперь, что на землю приходит мощный инвестор, в наличии у которого самая современная техника. В Старомайнском районе, например, четыре таких комплекса – по десять человек в каждом – способны обработать всю землю. А что будут делать остальные сельчане? Возникнет безработица, которая повлечет за собой социальную напряженность. Вот почему мы нацелены сейчас на создание рабочих мест именно в промышленности.

На очереди литейное производство, новые АЗС, рыбоводческое хозяйство. Создаем инкубатор по выращиванию малька рыбы, которой сегодня остро не хватает. Восстанавливаем Краснореченские пруды. Судите сами: старомайнский залив способен выращивать до тысячи тонн рыбы, тогда как в целом по области ее добывается около 450 тонн. Как видите, игра стоит свеч.

Уточню, что пять из 14 проектов уже реализованы. Еще четыре получат свое завершение до конца года. Следующий этап – аграрные проекты.

– Для них, согласитесь, нужны большие силы. Ау вас, увы, хозяйства в основном «лежачие».

– Давайте реально посмотрим на ситуацию. Еще каких-то 15 лет назад колхозы и совхозы, кроме сельскохозяйственного производства, содержали коммунальную и социальную сферы. Теперь же коммуналка и социалка переданы муниципалитетам. У аграриев осталось «чистое» производство, то есть бизнес. А это значит, что неэффективные будут вынуждены уйти с рынка. Им на смену придут другие. Но, повторяю, используя современные технологии. Они будут привлекать к работе очень небольшое количество людей.

– Кстати, как вы смотрите на создание сельхозкооперативов по переработке продукции?

– Я не понимаю, как они смогут экономически существовать и создавать современное производство в нынешних условиях. У них же нет ни собственного стартового капитала, ни залоговой базы.

– Областное правительство призывает районных руководителей проводить детальную инвентаризацию своих ресурсов, заставлять работать землю, чтобы она служила предметом залога.

– Правильно. Только дело в том, что вся залоговая база нашего муниципалитета состоит из гостиницы, комбината бытового обслуживания и двух административных зданий. Их залоговая стоимость составит где-то 10-12 миллионов рублей, под которые можно получить кредит, в лучшем случае, на шесть миллионов рублей. На такую сумму ничего серьезного не сделаешь.

– Но район, насколько мне известно, очень серьезно работает над вопросами учета земли…

– Это так. Нами поставлена задача: до конца текущего года каждый участок земли должен иметь своего хозяина либо быть подготовлен под инвестора, который к нам придет, ведь земли в районе в основном паевые. Муниципалитет обязан провести все землеустроительные работы. Но Старомайнскому району для этого требуется 15 миллионов рублей. Таких денег у нас нет, у области – тоже. Более того, сегодня реальных пайщиков выявлено не более десяти процентов. Следовательно, значительных налогов на землю ожидать не приходится, земля не может служить предметом залога, а сельский муниципалитет не в состоянии выступить гарантом ни под один проект.

– Где же выход?

– Теперь выход только один: приглашение серьезных инвесторов с предоставлением им возможности купить землю. Они вложат деньги в землеустройство, получение кадастровых номеров, и тогда банки начнут рассматривать зарегистрированные и правильно оформленные участки земли в качестве залоговой базы.

Мы у себя в районе провели собрания пайщиков во всех хозяйствах. Отныне перед нами полная картина того, сколько земель пустует, сколько их на руках и как ими можно будет распорядиться. Тем не менее проблемы с завершением землеустройства остаются, а отсюда трудности с получением налогов и приглашением инвесторов.

– Продолжим разговор о переработке аграрной продукции. На самом высоком уровне заявлено о том, что область не может вечно «сидеть» только на производстве сырья, это путь тупиковый. Хорошо, если инвесторы одновременно будут заниматься переработкой. А если нет? Взять конкретно ваш Старомайнский район. Это и сады, и прудовое хозяйство, и овощеводство, и леса, полные грибов и ягод…

– Мы об этом думаем. В рыбной промышленности, например, намечены воспроизводство рыбы, прудовое хозяйство, переведение рыбаков на новые формы хозяйствования, создание собственной переработки речной продукции под единым брэндом «Старомайнская рыба». Два рыбоперерабатывающих предприятия, пусть пока и небольших, мы уже имеем и намерены помогать им развиваться.

Грибы и ягоды, конечно, хорошо. Но это, согласитесь, сезонная работа, хотя мы и до нее со временем дойдем. Но самое перспективное – другое: нам удалось сохранить полторы тысячи гектаров поливных земель – самый большой в нашей области клин. При условии применения передовых технологий он способен прокормить овощами весь Поволжский регион. Нужен сильный инвестор. Если сумеем решить такую задачу, то для района это будет громадный прорыв вперед. Другое дело, что сил одного лишь муниципалитета здесь явно недостаточно, тем более, что речь в данном случае идет о земле областной.

– Большой интерес представляют ваши уникальные туристические проекты.

– На территории района в недалеком прошлом было 24 туристические базы. А мировая практика показывает, что одно туристическое место дает работу для девяти человек: врачей, инструкторов, экскурсоводов, поваров, технического и обслуживающего персонала…

Мы серьезно работаем в этом направлении. Один проект крупнее другого. Взять хотя бы восстановление «зеленой» стоянки. В лучшие времена все круизные суда, ходившие по Волге, останавливались именно в Старой Майне. Порой у причала борт к борту вставали одновременно до восьми крупных пассажирских лайнеров. На берег сходили до двух тысяч человек. Представьте теперь, сколько своей продукции сбывали им местные жители. Переговоры о восстановлении «зеленой» стоянки с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, уже проводятся. Есть предложения создать в Старой Майне современный яхт-клуб: акватория нашего залива выше всяких похвал. Фирма РуснРусАгро, которая уже работает на ульяновской земле, намерена строить у нас зерновой терминал для отправки своей продукции водным путем. Соответствующее соглашение на этот счет недавно подписано.

– Область готова помочь в реализации имеющихся у вас проектов?

– Она это делает постоянно. Направление для себя мы выбрали и пусть пока медленно, но верно идем вперед. Что касается помощи, то мое личное мнение таково: помогать надо сильным, потому что они все вернут с лихвой.

Виктор НИКИТИН

“УП” от 3.11.06