Много упреков в адрес исполнительной власти области и города прозвучало за последние с 1 сентября проезда на маршрутках, перевозящих людей с правого берега Ульяновска на левый.

Сначала чиновники говорили, что повлиять на это никак не могут, мол, это – рынок, а он диктует свои условия. Потом ссылались на постановление регионального правительства, по которому власть может устанавливать тарифы только тем перевозчикам, которые получают из бюджета компенсации за выпадающие доходы. Частники, понятно, к ним не относятся, а потому, дескать, могут делать что хотят, хоть до ста рублей повысить плату за проезд, если, конечно, найдутся желающие заплатить столько за проезд в маршрутке. Ни антимонопольный комитет, ни транспортная инспекция никаких нарушений в действиях частных перевозчиков, резко повысивших стоимость проезда на 50 процентов, кстати, тоже не нашли.

Чтобы уж окончательно расставить все точки над «i», мы обратились за консультацией к независимому эксперту – в Поволжскую академию государственной службы имени П.А. Столыпина, к профессору кафедры теории права Т. Дауровой, которая дала нам следующий ответ.

– Существование рыночных отношений предполагает, что цены на товар и тарифы на услуги устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Чем более развита конкуренция, чем больше на рынке товаров и услуг, тем больше выбора у потребителей и тем меньше им приходится платить. В полной мере это относится и к пассажирским перевозкам. Вместе с тем, особенности их организации в современной России налагают определенные обязательства как на организаторов регулярных пассажирских перевозок, так и на перевозчиков. В качестве организаторов выступают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Перевозчики – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на занятие соответствующим видом деятельности.

Сначала проводится конкурс на осуществление регулярных перевозок транспортом общего пользования, поведение которое предполагает справедливое распределение бюджетных средств, позволяет исключить как возможность предоставления маршрутов по произвольному желанию местных органов власти, так и «двойные стандарты» по отношению к перевозчикам. Контроль за соблюдением требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении конкурса осуществляет антимонопольный орган.

Затем органы исполнительной власти заключают с перевозчиками договоры. В качестве основных условий такого договора вы ступают, помимо прочего, тарифы, льготы по тарифам для отдельных категорий граждан, а также сумма субсидий и график платежей, осуществляемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Таким образом, возможность органов государственной власти или местного самоуправления влиять на ценовую политику перевозчиков напрямую зависит от того, выделяются ли последними бюджетные средства или нет. Если такие средства не выделяются, мы имеем дело не с перевозками транспортом общего пользования, а с так называемыми специальными перевозками. А они осуществляются с применением тарифов, установленных самим перевозчиком.

Это предусмотрено проектом Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в РФ», который разработан Министерством транспорта РФ с учетом мнения Федеральной антимонопольной службы России. Именно такую позицию занимают в настоящее время при рассмотрении вопросов организации пассажирских перевозок антимонопольные органы в субъектах РФ.

Основанием для вмешательства антимонопольного органа могло бы стать присутствие в действиях ульяновских перевозчиков признаков монополистической деятельности, запрещенной Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Это – установление перевозчиком, занимающим доминирующее положение, монопольно высокой цены (ст.5) или наличие антиконкурентного соглашения нескольких перевозчиков. Однако первое – маловероятно, а второе – почти недоказуемо, хотя, в принципе, не исключено.

Поэтому лучший способ изменения ситуации – увеличение числа перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки транспортом общего пользования, конкуренция с которыми заставит перевозчиков, не получающих субсидий из городского бюджета, тоже снизить тарифы. Очевидно, что для этого потребуются дополнительные бюджетные средства.

Подготовила Наталья Жидких